Подготовила Тэугяс О.В. 18.01.2022
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
- в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. В своей работе мы сделали акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективным является подход — сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.
Общение с детьми организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми строим в два этапа.
На первом этапе мы решаем следующие задачи:
1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.
2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:
1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
3. Формировать относительную устойчивость замысла.
4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.
5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых,
оригинальных замыслов.
7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Нами изучено и освоено несколько различных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Эти техники привлекают — новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. В работе с детьми использовали следующие нетрадиционные техники.
«Рисование пальчиками»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-25.png)
«Рисование ладошкой».
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-26.png)
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-32.png)
«Оттиск паролоном«
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-33.png)
«Рисование ватной палочкой»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-34.png)
«Рисование вилкой»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-35.png)
«Рисование восковыми мелками»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-36.png)
«Рисование пробкой»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-37.png)
«Кляксография обычная»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-38.png)
«Монотипия»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-39.png)
«Рисование мятой бумагой»
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/image-40.png)
Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное.
Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться. Очень важно ребёнку установить последовательность действий и не забывать об основном содержании.
Занятия с использованием нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используются как самостоятельные, где дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, а в старшем дошкольном возрасте проводятся, как правило, после занятий с использованием традиционных методик. Такая последовательность применения техник позволяет сформировать у детей способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, свеча или восковые мелки с акварелью, монотипия, кляксография с трубочкой.
Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы украшают нашу группу.
![](http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/01/IMG_20211215_134044-1008x1024.jpg)