Подготовила воспитатель Уразова И.О. 12.05.2022, на сайт разместила Щеткова И.А.

В нашем современном мире все меньше места остается для живого общения. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени развитию детей, которые нуждаются в простом общении со своими родителями. А ведь порой, чтобы позаниматься с ребенком, поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно. 

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Игра пронизывает всю жизнь ребят. Она органически присуща детскому возрасту при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого игра может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем.

Очень часто бывает, что дорога в детский сад и обратно занимает много времени и многие родители задаются вопросом. Чем же можно заняться во время пути? Прежде всего, просто поговорить. 

Вот, например, по дороге в детскийсад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. 

Вспомните вместе с ребё нком: кто или что, умеет плавать, летать, ходить, бегать. Что может быть деревянным или стеклянным, железным, пластмассовым, мягким или твёрдым, колючим или мягким, круглым. Полезный навык запоминания информации на слух очень поможет вашему ребёнку в дальнейшем школьном обучении. По дороге можно играть во всевозможные словесные игры, отгадывать загадки, сочинять сказки, проговаривать скороговорки, фантазировать, тренировать внимание и наблюдательность. Самое простое для тренировки внимания, это выбрать один любой цвет и называть все увиденные предметы, где он встречается. Эти игрытренирует внимание и закрепляет знание цветов. Можно предложить ребёнку искать предметы, сделанные из определённого материала. А однажды, выходя из дома, скажите ребёнку таинственным голосом, что вы разведчики и вам необходимо выполнить задание. Во время дороги можно заняться даже математикой. Придумывать разные весёлые задачки, ориентироваться в пространстве. Предложите ребёнку сосчитать, сколько шагов надо сделать до детского сада, а для малышей до недалеко стоящей машины или дерева, сколько ступенек в подъезде. Идя по улице можно сравнивать предметы по величине.

Ещё на ходу хорошо играть в разные словесные игры. Их огромное множество, они учат не только выделять отдельные звуки, но и пополняет словарный запас вашего ребёнка. Такие игры подойдут не только для того, чтобы дойти до детского сада и обратно. В них можно играть и в машине, и в длинной очереди к врачу. Играя, вы общаетесь с детьми на их территории и можете сами многому у них научиться и научить своих детей.

Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Ведь именно Вы родители, главные воспитатели своих детей.

Уважаемые родители, я предлагаю вам варианты речевых игр, которые не требуют никаких игровых атрибутов, а развивающий эффект от них большой. Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления. А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!

«Отгадай слово»

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус, и т. д.

«Назови ласково»

Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т. д. 

Игра «Один – много»

Например, сорока – сороки, берёза — берёзы, машина –машины и т. д. «Посчитай до 5».Например, одна машина – две машины…. – пять машин…., один дом — два дома….- пять домов…. и т. д. 

«Назови одним словом».

Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом. Например: помидоры, тыква, кабачок (овощи). Банан, яблоко, груша (фрукты). Стол, стул, диван (мебель). Стакан, блюдце, тарелка (посуда).

«Что лишнее»

Взрослый произносит три- четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему. Например: Стул, стол, шапка (шапка не мебель). Куртка, сапоги, свитер (сапоги не одежда) и т. д. 

«Какого цвета?»

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета. Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т. д. 2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др. 

«Предметы одной формы»

Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.)формы. 

«Из чего какое?»

Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Стакан из стекла? Крепость из снега? Шапка из меха? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т. д. 

«Какой? Какая?»

Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету. Например, снег (какой) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий… Лиса (какая, белка (какая, заяц (какой….

Игра «Кто, что делает?»

Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову. Например, кошка — мяукает, бежит, прыгает, шипит. Машина — едет, гудит, везет грузы. и т. д. 

«Кто где живет?»

Например, кто живет в дупле? (белка). Кто живет в будке? (собака). Кто живет в норе? (лиса). Кто живет в берлоге? (медведь). Кто живет в гнезде? (птицы).

«Кто у кого?»

У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы… «Чей хвост (голова, ухо, глаза?».• Например, хвост медведя, чей хвост? (медвежий.) Ухо медведя, чье ухо? (медвежье, а у утки, у собаки, у козы, и т. д. 

«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Хвост, крылья, перья, клюв (птица). Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли ребенка. Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь и довести новое правильное произношение звука до автоматических движений.