Реализуемый уровень образования | Дошкольное образование |
Форма обучения | очная |
Нормативный срок обучения | 3 года |
Наименование образовательной программы | Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи – образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития |
Описание образовательной программы | Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР д/с №167 города Тюмени (далее – АООП) разработана для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Программа предназначена для педагогов в работе с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) с задержкой психического развития и имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность. В Программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы: — Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — М., 2016; — «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под ред. Л.Б Баряевой, Е.А. Логиновой — СПб, 2010; — «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2015. — Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект): Метод. пособие. Под ред. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. М., 2017. — Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, М., 2005. АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Такая программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС на основании Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. По своему организационно-управленческому статусу АООП, реализующая принципы Стандарта, раскрывает общую модель построения образовательного процесса дошкольного образования детей с ЗПР и проектирования образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития дошкольников с ЗПР (Программы коррекционной работы). Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации АООП клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и подходы к формированию АООП и механизмы ее адаптации; представлены структурные компоненты программы, алгоритм формирования содержания образовательной деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР; раскрываются целевые ориентиры АООП и планируемые результаты ее освоения, а также механизмы оценивания результатов коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а также содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР (Программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития) является неотъемлемой частью АООП ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа реализуется в общеразвивающих группах, поэтому в процессе обучения ребенка с ЗПР в инклюзивной группе педагоги сопровождения адаптируют индивидуальную программу ребенка с учетом содержания коррекционно-развивающего блока. Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия реализации Программы; ее материально-техническое и методическое обеспечение; финансовые условия реализации; планирование образовательной деятельности; организацию жизни и деятельности детей, режим дня, а также содержит перечень нормативно-организационных документов и методических материалов, специальных литературных источников. Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию. Целью АООП является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ЗПР дошкольного возраста в общеобразовательных группах (инклюзивное образование), их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Целью реализации АООП является обеспечение условий для дошкольного образования детей с задержкой психического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с ЗПР; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой). АООП направлена на выстраивание коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ПМПК рекомендована АООП для детей с ЗПР. Задачи АООП: создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий; создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР; обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром; целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии; выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей; подготовка детей с ЗПР ко второй ступени обучения (начальная школа) с учетом целевых ориентиров ДО и АООП НОО для детей с ЗПР; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР; обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта. |
Информация об учебном плане | |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) | В АООП ЗПР дана общая модель образовательного процесса в ДОУ, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей детей с ЗПР, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: — социально-коммуникативное развитие; — речевое развитие; — познавательное развитие; — физическое развитие; — художественно-эстетическое развитие. АООП ЗПР отражает особенности организации образовательной среды: · специфику предметно-пространственной развивающей образовательной среды; · характер взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников с ЗПР. Программа рассчитана на 4 года обучения и охватывает следующие возрастные периоды развития детей: — первый год обучения – вторая младшая группа, дети 3-4 лет; — второй год обучения – средняя группа, дети 4-5 лет; — третий год обучения – старшая группа, дети 5-6 лет; — четвертый год обучения – подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет. |
Информация о календарном учебном графике | Учебный план МАДОУ ЦРР- д\с № 167 г.Тюмени на 2021-2022 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает: 4-летний нормативный срок освоения адаптированных программ для лиц с ЗПР Количество часов, отведенных на освоение воспитанниками учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Для воспитанников по адаптированным программам для лиц с ЗПР учебный план по областям обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС . Занятия для данных воспитанников организуются в первой половине дня по пятидневной рабочей неделе. При организации инклюзивного образованияорганизация временного режима обучения и воспитания детей с ЗПР, детей-инвалидов соответствует их особым образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности. Для профилактики переутомления воспитанников с ЗПР предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени. При организации инклюзивного образования, в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Продолжительность учебного занятия для конкретного ребенка устанавливается МАДОУ ЦРР –д\с № 167 г.Тюмени с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня воспитанника устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП ЗПР, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/, так и во время свободной деятельности воспитанников в течение дня. Занятия начинаются в 09.00. Продолжительность учебных занятий не превышает 15 мин – младший дошкольный возраст, 20-25 мин – старший дошкольный возраст. Коррекционно-развивающая работа осуществляется педагогом-психологом во внеурочное время на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия – до 30 минут. Объем и содержание занятий определяются в зависимости от образовательных потребностей воспитанников, исходя из психофизических особенностей, воспитанников с ЗПР на основании рекомендаций ПМПКа и индивидуальной программы реабилитации инвалида (при наличии). Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определение варианта образовательной программы, содержания, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося. Продолжительность учебного года: 36 недель Воспитательная работа с детьми осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности: — спортивно-оздоровительное, — духовно-нравственное, — социальное, — общеинтеллектуальное, — общекультурное. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий воспитанников и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, в том числе и с использованием ИКТ |
Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой | Образовательная программа МАДОУ ЦРР – д/с № 167 г.ТюмениПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08 2013 г.№ 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (срок действия с 01.01.2021 по 01.01.2027 года) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»» (срок действия с 01.03.2021 года по 01.03.2027 года) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 » Об утверждении Положения о ПМПК» Распоряжение МП РФ от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» Письмо МО РФ от 22.01.1998 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений» Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» Письмо МО РФ от 27.06.03 № 28-51-513/16. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.07.2017 г. № 08 -ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» Письмо МП РФ от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» |
Численность воспитанников по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований | 5 |
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) | русский |