Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. А. Евтушенко

Свой декабрьский репортаж я хочу начать с экологических итогов Общероссийской общественной организации Зеленый патруль.

«2020-й очень неоднозначен с точки зрения экологии. С одной стороны, весной и летом мы наблюдали значительное улучшение качества атмосферного воздуха. Мир погрузился в самоизоляцию. Перестали летать самолеты. Остановился автотранспорт – главный источник загрязнения в больших городах. В результате впервые за несколько десятилетий полностью очистилось небо над Китаем. Это хорошо видно на космических снимках. И даже в каналы Венеции вернулись дельфины.

С другой стороны, в десятки раз увеличился объем медицинских отходов – одноразовых масок, пластиковых упаковок и еще много того, что в природе будет разлагаться еще тысячи лет. И, пожалуй, самый печальный итог пандемии – существенное сокращение государственных расходов на экологические программы во всем мире, включая Россию».

            С Новым годом!

И пусть дельфины останутся!

            В декабре мы с головой погрузились в водный мир. «Мир в капельке воды» — тема Зеленого патруля и проблема: «А какая она, вода?» натолкнула нас с ребятами на мысль провести ряд опытов.

Опыт № 1. Цель эксперимента: показать ребенку, что состояние снега зависит от температуры воздуха.

Во время прогулок мы обращали внимание на то, что снег разный: где-то рыхлый, мягкий, где-то плотный, утрамбованный, а где-то лед. Далее, в одну емкость кладем утрамбованный снег, в другую – рыхлый, в третью – кусочек льда, приносим в группу и обсуждаем, в какой емкости снег растаял быстрее. И почему. Быстрее всего растаял рыхлый снег, потому что между снежинками есть воздух, подводим ребенка к выводу, что состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем теплее воздух, тем быстрее будет таять снег. Обращаем внимание детей, что вода после таяния стала грязной, значит, снег впитывает в себя грязь и копоть, поэтому его нельзя брать в рот.

Опыт № 2. Показать ребенку, что теплая одежда сама по себе не греет, она сохраняет тепло, которое находится под ней.

Собираясь на прогулку, обращали внимание на то, почему мы плотно застегиваем шубы и куртки. Детям задавался вопрос: «Как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему станет теплее?». Выслушав мнение детей, мы предложили проверить, какой снеговик растает быстрее – одетый или раздетый? Вернувшись с прогулки, мы принесли два снежка: один оставили на тарелке открытым, другой завернули в полиэтиленовый пакет, а затем укутали в шубку. Когда снежок на тарелке подтаял, раскрыли «одетого» снеговика и убедились, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, шуба сама по себе не греет, она просто сохраняет то, что находится под ней – и тепло, и холод.

Результаты опытов мы зарисовали и обсудили.

            В рамках акции «Столовая для пернатых» мы помогли зимующим птицам в такую холодную зиму! Спасибо, уважаемые родители, за Ваш отклик. Кормушки получились замечательные!

Завершением декабрьского проекта стал сборник экологических сказок.

А наше увлекательное путешествие

в удивительный мир природы продолжается!