Консультацию для родителей подготовила Кочергина С.С.

Отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка.

« О кей, Гулгл  энтриберс  игра!- громко говорит пятилетний мальчик в свой планшет.

Глядя на эту картинку, так и хочется сказать: «До чего дошёл прогресс!». Гаджеты теперь можно увидеть не только в руках у взрослых, но и у малышей. С одной стороны, родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше  меня разбирается!», с другой стороны- беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?».

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для  развитие ребенка, пресечение его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени.                 При этом знакомить ребенка с гаджитами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейшие навык — ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное  препятствие на пути к любимому устройству.

Если ребенок раннего дошкольного возраста бесконтрольно и длительно «зависает» с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым  и единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, значит нарушился эволюционно                      — цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.                  Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.

Крайним проявлением увлеченности детей электронными устройствами является компьютерная зависимость.

Характеристика степеней компьютерной зависимости.

Степень зависимостиОписание
I степень Увлеченность в период освоенияСвойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В данный период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идёт на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.
II степень. Состояние возможной зависимости.Данному состоянию свойственны: -сильная погруженность в игру; -пребывание за компьютером или использование гаджета более 3 часов в день; -снижение познавательной мотивации; -повышенный эмоциональный тонус во время игры; -негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре; -разговоры только о компьютерных играх; -сужение круга общения; Иногда нарушение сна и пр.
III степень Выраженная зависимостьНа данной стадии зависимый ребёнок; -не контролирует себя, становится эмоционально неустойчивым; -при необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует вовсе; -в случае насильственного вмешательства взрослых в игру может уйти из дома, пожаловаться на родителей соседям, пойти искать полицейского на улице; -становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения; -не усваивает новые знания; -вне игровой деятельности чересчур тревожен и возбудим, рассеян, невнимателен, есть опасность перехода в IV степень зависимости;
IV степень Клиническая зависимостьПризнаками данной степени зависимсости являются: -серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях(заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением); -отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля; -отсутствующий, потухший и пустой взгляд; -потеря аппетита и интереса к жизни. На данном этапе ребёнку необходима помощь психиатра, а психолог выполняет функцию диспетчера. Однако у детей дошкольного возраста такая зависимость не наблюдается.

Рекомендация родителям о профилактики компьютерной зависимости.

1.Введите строгий режим

«Общение» с компьютером для дошкольника должно составлять 20-30 мин. в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, объясните терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.

2.Поощряйте и хвалите детей.

Не стесняйтесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться, играть дружно с детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, позитивно  реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом: срываются на раздражение и крик. А ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих двери во внутренний мир детей.

3.Станьте примером для ребенка

Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы тоже зависимым?

Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение -лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка.

4. Стимулирует разнообразную занятость ребенка                                                 

Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства.

Положительное влияние гаджетов на развитие ребенка.

Игра на компьютере  служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков.        Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным  и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная  деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.                                         Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей.            Например, очень популярны программы обучения компьютерной графики, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм.  Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания,  с эмоционально-волевым нарушением.                                                Естественно, необходимо соблюдать  правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, который он приносит.

Памятка для родителей.

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера.

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости  компьютера  у  их ребенка. Для этого они должны обратится к ребенку с просьбой, «Помоги мне пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться с просьбой нужно именно в тот момент, когда ребенок сидит за компьютером и играет.

Варианты реакции ребенка:

1. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, в процессе может увлечься, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере- такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера в момент тестирования                                                                                                                        2.Ребенок откликается со второго- третьего раза, неохотно                                    выполняет  просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается- такая реакция может бать при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.                                                                                                       3.Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает- такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени.             В случае если ребенок вел себя по схеме 2-3 степени, необходимо через какой-то промежуток времени, обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, «Сынок, помоги мне, пожалуйста, Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь!              Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне».  Если реакция на просьбу будет аналогичной , то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка.