О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.) доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизированной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний.

Соль также оказывает благоприятное влияние при непосредственном контакте с кожей рук: кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика.

Учитывая все выше изложенные факты, была разработана программа «Волшебница — соль» в нашем замечательном детском саду.

Соляная комната – это полноценная имитация природной соляной пещеры с присущим ей микроклиматом, воссоздающим морской воздух. По сути, это помещение, стены и пол которого покрыты солью. Кроме того, воздух в комнате ионизируется специальным прибором «ГалаВита». Это способствует лечению бронхиальной астмы и других заболеваний органов дыхания, заболеваний суставов, да и просто общее самочувствие улучшает.

Оздоровительный курс в соляной комнате дает эффект на 2–3 года, поэтому в дальнейшем его использовать можно просто для профилактики. 

            Среди профилактических мероприятий, которые  способствуют:

  • снижению заболеваемости    детей, 
  • адаптационным  возможностям   и  укреплению иммунитета детского организма. 
  • усилению защитных сил и позволяет предотвратить самые распространенные бронхо легочные заболевания.

При постоянных контактах детей в пик сезонных заболеваний происходит обмен инфекциями, и чтобы предупредить заражение, укрепить детский организм, в нашем детском саду оборудована и постоянно действует соляная комната. 

Цель программы: повышение уровня здоровья детей дошкольного возраста путем использования здоровьесберегаюших методик, творческой и экспериментально-исследовательской деятельности в соляной комнате.

Поставленная цель реализуется в комплексности решения оздоровительных, образовательных, развивающих  и воспитательных задач. 

Задачи:

  • Создать условия в ДОУ для повышения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста путем проведение игровых мероприятий: сказкотерапии, конструирования в соляной комнате.
  • Способствовать укреплению иммунитета и повышению устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
  • Сохранять и укреплять здоровья детей способом галотерапии через комплекс игровых занятий.
  •  Формировать у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Новизнапрограммы заключается в применении технологии «галотерапии» в условиях ДОУ в сочетании с здоровьесберегающими методиками, творческой и эксперементально-исследовательской деятельности .

В данной программе  определен новый подход к сохранению здоровья детей, профилактике простудных заболеваний  посредством использования соляной комнаты.  Данный ресурс должен использоваться в комплексе всех здоровьесберегающих мероприятий, проводимых в детском саду. 

Использование необычных сочетаний упржнений, игр, опытов, творческой деятельности – несложный и доступный вид деятельности для ребенка, и одновременно очень интересный и увлекательный, несущий оздоровительный эффект как за счет целебных свойств соли, так и возможностей ее применения в рамках здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

  • Использование здоровье сберегающих методик (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж носа, ушей, головы, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика).
  • Игры с солью,  направленные на развитие мелкой моторики.
  • Творческая деятельность (в том числе с использованием соли).
  • Экспериментально-исследовательская деятельность (опыты с кристаллами соли).

Дыхательные упражнения.

Дыхательныеупражнения необходимо поводить с разумной осторожностью – следует практиковать легкие упражнения по смене ритма дыхания или медленном дыхании только через нос.

Используемые упражнения релаксации.

Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Умение расслабиться поможет одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов.

Каждому дается название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ «Воздушные шарики», «Облака», «Водопад», «Спяший котенок», «Шишки», «Солнышко и тучка», «Улыбка», «Солнечный зайчик», « «Бабочка», «Озорные шечки», «Рот на замочке», «Любопытная Варвара». 

Гимнастика для глаз

Упражнения выполняются всеми детьми. Гимнастика для глаз укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровообращение глаз, способствует поступлению в ткани кислорода, оказывает комплексное укрепляющее и тонизирующее действие. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Используемые упражнения

«Кошка», «Снежинки», «Мостик», «Елка», «Лучик солнца», «Стрекоза», Ежик», «Жук», «Ветер», «Белка», «Заяц», «Автобус», «Солнечный зайчик», «Чудеса», «Бабочка», «Пчела», «Радуга», «Спал цветок», «Волшебный сон», «Птицы на дворе», «Отдыхалочка», «Рыбка», «Сорока», «Ослик».

Пальчиковая гимнастика и игры с солью.  

Комплекс таких игр и упражнений направлен на укрепление мышечного тонуса руки с помощью механического воздействия кристаллов соли, подготовку руки к письму, профилактику заболеваний органов дыхания, развития воображения, внимания.

Основные движения, которым обучаются дети в процессе упражнений:

  • Сжимание кисти в кулак и разжимание;
  • Вращательные движения указательными пальцами;
  • Потирание ладони о ладонь;
  • Соединение пальцев каждой руки в щепоть;
  • Удержание кисти и пальцев рук в виде ковша

Ппальчиковые игры и упражнения :

  •  «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок»;
  • «Солим суп», «Мы сегодня повара, суп солить давно пора»;
  • «Хлопки»,  «Хлопните ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте»;
  • «Цыплята»,  «Травку дружно мы клюем, червяка сейчас найдем»   «Ловим рыбку»
  • «Построим замок»
  • «Художники»
  • «Угадай-ка»

Творческая деятельности с использованием соли.

Рисование солью, поделки  из соли – например, послоевое наполнение прозрачных баночек солью, предварительно окрашенной в разные цвета с помощью пищевых красителей, Такая работа весьма кропотлива и способствует художественно-эстетическому развитию, формированию воображения, креативности и также развитию терпеливости, внимательности, умению видеть красоту в обычных предметах.

Экспериментально-исследовательская деятельность.

Экспериментально-исследовательская деятельность развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании, в ходе практической деятельности.

Проводится ряд опытов  с использованием соли:

  • Изучение свойств соли (вкус, цвет, сыпучесть, способность растворяться в жидкости и менять ее вкус).
  • «Плавающее яйцо» — изучение плотности как физического свойства соли.
  • Растворение льда солью.
  • Выращивание кристаллов соли в бытовых условиях (опыт с нитками и веточками в соляном «инее»).

Приходите к нам оздоравливатся!

Репортаж подготовила педагог-психолог Варламова Н.Б.