Как без истерик «оторвать» ребенка от мультиков? Именно таким вопросом все чаще задаются родители современных детей.
Не секрет, что дети просто обожают мультики! Обожают до такой степени, что порой их действительно невозможно оторвать от телевизора. И многих родителей это вполне устраивает: малыш не бегает, не шумит, не требует внимания, а пока ребенок увлеченно наблюдает за приключениями любимых мультяшных героев, мама спокойно занимается домашними делами. Кроме того, большинство современных мультфильмов не только развлекают, но еще и воспитывают в детях доброту, сострадание, умение прийти на помощь и другие положительные качества. А многие из них еще и развивают детский кругозор, донося до малышей в доступной форме не только азы чтения и счета, представление о форме, цвете и размере предметов, но и серьезные научные сведения. Все это, безусловно, говорит о пользе мультфильмов.
Но есть и другая «сторона медали»:
Во-первых, педиатры не рекомендуют дошкольникам смотреть телевизор более 15-20 минут в день, чтобы не испортить зрение, которое в этом возрасте только формируется.
Во-вторых, длительное сидение перед телевизором вызывает гиподинамию, которая, в свою очередь, становится причиной таких проблем как нарушение осанки, ослабление мышечного аппарата, ожирение.
И, наконец, ни один мультфильм или детская телепрограмма не заменит малышу живое общение с родителям и сверстниками.
Как видите, мультики – это своеобразная палка о двух концах. Можно ли здесь найти золотую середину, чтобы мультфильмы действительно приносили ребенку пользу и не препятствовали, а помогали его гармоничному развитию? Психологи уверены: — можно! Для этого нужно ограничивать время просмотра мультфильмов. Но здесь родители могут возразить, что порой оторвать ребенка от телевизора невозможно без истерик и слез.
КАК? Предлагаю рассмотреть несколько эффективных способов.
1. Установите ежедневный режим.
Договоритесь с малышом, в какое время суток он будет смотреть мультики. Если ребенок ходит в садик, то можно устраивать ежевечерний просмотр мультфильмов незадолго до сна. Кроме удовольствия, это принесет ребенку еще и практическую пользу: 15-20 минут спокойного времяпрепровождения погасит возбуждение от дневных игр.
2. Договоритесь с ребенком об определенном времени.
В 4-5-летнем возрасте ребенка уже можно научить определять время по часам. Договоритесь с ним, во сколько вы будете включать телевизор и во сколько выключать. Если малыш еще не умеет определять время, договоритесь, что когда большая стрелочка на часах будет смотреть точно вверх, мы выключим телевизор.
3. Предложите ребенку «продолжение» мультиков в игре.
Сейчас в магазинах детских товаров можно найти огромное количество игрушечных мультперсонажей: от классического советского Винни-Пуха до современных чудо-машинок. Стоят они недорого, а пользу могут принести ощутимую. Кроме того, есть много развивающих книжек с любимыми героями мультфильмов: сказки, раскраски, брошюрки с наклейками. Есть детские лото и домино, где вместо точек и цифр изображены персонажи популярных мультиков. Есть такие же кубики и пазлы. Перед тем как выключить телевизор, предложите малышу любую из этих игр или игрушек: ни один ребенок не откажется от таких развлечений.
Практическая польза от таких предложений налицо: во-первых, ребенок спокойно отвлечется от телевизора, а во-вторых, рисование, складывание пазлов, настольные игры да и просто ролевая игра с любимыми персонажами – все это развивает у ребенка фантазию и сообразительность, мелкую моторику и координацию. Многие родители, использующие этот метод, отмечают, что их дети стали чаще просить почитать книжку про Смешариков или поиграть с ними в лото с Фиксиками, чем включить те же мультики.
Еще один несомненный плюс этого метода – ребенок начинает чаще общаться с родителями, а совместная игровая деятельность сближает малыша с мамой и папой, создавая в семье позитивную доверительную атмосферу.
4. Замените мультики аналогичными аудиосказками.
Этот метод отлично работает в двух случаях: когда ребенок занят рисованием или раскрашиванием картинок с мультперсонажами и перед сном, когда он уже лежит в постели. Как правило, дети часто охотно соглашаются на подобную альтернативу, а во втором случае еще и быстро засыпают под знакомые голоса любимых персонажей.
5. Попросите ребенка о помощи.
Дошкольники очень любят помогать взрослым. Это свойство также можно использовать, чтобы отвлечь малыша от телевизора. Договоритесь с ребенком, что после того как он немножко посмотрит мультики, он поможет папе или маме выполнить мелкую домашнюю работу. Обычно дети с удовольствием откликаются на такие просьбы, ведь они при этом чувствуют свою значимость в семье. Разумеется, ежедневно использовать этот метод не стоит, но если время от времени вы будете к нему прибегать, результат будет положительным: ребенок спокойно оторвется от телевизора и переключится на другую деятельность.
Что не стоит делать родителям:
- нежелательно кормить ребенка перед телевизором по двум причинам: во-первых, когда внимание направлено не на еду, а занято сюжетом мультфильма, чувство насыщения не работает, и ребенок может съесть гораздо больше, чем обычно. Во-вторых, в такой ситуации притупляются вкусовые ощущения и нарушается работа пищеварительной системы – а это уже серьезные предпосылки к гастриту;
- в некоторых семьях телевизор не выключается с утра до вечера. Потому что родители и сами не прочь его посмотреть. Это лишний раз провоцирует ребенка на просьбы переключить программу на мультики;
- не стоит предлагать ребенку в качестве альтернативы какое-нибудь лакомство или игрушку. Дети очень быстро привыкают к этому и начинают «торговаться» с родителями: «Дашь мне шоколадку – тогда выключим телевизор».
Есть еще один непопулярный среди родителей, хоть и действенный способ оторвать ребенка от мультиков: несмотря на просьбы ребенка, просто выключить телевизор. Разумеется, родители делают это из лучших побуждений, но слезы, истерики и обиды, отрицательно воздействующие на детскую психику – не лучший вариант. Гораздо эффективнее сработают те методы, о которых я рассказала выше. И тогда так любимые малышами мультфильмы станут действительно полезными помощниками в развитии ребенка.
Материал подготовила: педагог-психолог Суслова Ю.А.