ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К  ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами — резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Ребенок седьмого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно ведущим видом деятельности становится учение. Игра  остается, но на нее уже приходится намного меньше времени. Поэтому важно, что бы ребенок был готов к наступлению этого  сложного, но по-настоящему интересного  периода в своей жизни! 

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье. 

Психологическая готовность — это, в первую очередь, не умение читать, считать.  Она включает в себя четыре компонента:

  • интеллектуальная или познавательная готовность
  •  социальная (коммуникативная) готовность
  •  мотивационная готовность
  • эмоционально —  волевая готовность

   Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. Однако это не означает, что дети из второй группы к школе мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Ребенок должен принять для себя новую социально значимую позицию — позицию школьника, которая обязывает его занять иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, принять новые правила поведения. Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познавательными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности — организация деятельности или умение произвольно управлять собой — это  волевая готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия — умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.

    Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.
 Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.           Только когда все  эти компоненты  готовности развиты, можно говорить о сформированности психологической готовности.  Поэтому,  пока до школы  есть еще немного времени,  родителям нужно уделить особое внимание на все компоненты и направить усилия на те, которые по их мнению, развиты менее других.

Педагог -психолог Суслова Ю. А.