12.02.2024 Щетковой И.А.

В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать.

В этом направлении главная задача – воспитать финансово грамотного гражданина, умеющего рационально управлять ресурсами, критически осмысливать экономическую информацию для принятия взвешенных решений.

Ежедневно мы сталкиваемся с покупкой, оплатой, продажей, использованием наличных и безналичных средств, и все это касается не только взрослых, но и детей. Детский возраст – самое подходящее время, когда человек может начать осваивать сложную тему финансов. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и прочее. Видит, что любая область жизни связана с деньгами, смотрит, как родители ведут семейный бюджет. Уже с начальной школы ребё нок использует деньги: покупает еду в школьном буфете, пользуется транспортом, тратит карманные деньги. В интернете возникают ситуации, когда ему предлагают что-то купить. И могут возникнуть проблемы с финансами. Поэтому важно помочь ребёнку освоить навыки финансовой грамотности : учиться планировать свой бюджет, ставить финансовые цели, правильно реагировать на мошенников оффлайн и онлайн.

Неоценимо родительское участие в решение таких вопросов. В некоторых семьях не принято разговаривать на финансовые темы, детей стараются всеми способами оградить от всего, что с ними связано. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Уже в этом возрасте дети должны понять главное: деньги — это ресурс. Ограниченный, но восполняемый. Чтобы что-то купить, нужно заработать на это деньги. А чтобы денег было достаточно, нужно грамотно распределять, копить и приумножать то, что имеешь. Чем больше у тебя ресурсов, тем больше возможностей. Основы управления ресурсами можно заложить уже в детстве, тогда в будущем будет легче выстраивать свое финансовое благополучие.

Дети — это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Здорово, если ребёнок слышит, как родители обсуждают семейный бюджет и знает, сколько денег отведено на интересующие его статьи расходов. Тогда всё чё тко и понятно: например, месячная сумма на игрушки уже превышена, значит, придётся отложить покупку до следующего месяца, Ребёнок, с детства знающий цену деньгам, наблюдающий за учётом доходов и расходов, планированием и экономией денежных средств в семье, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Но чтобы не случилось перекоса ценностей, ребёнку обязательно нужно напоминать и демонстрировать, что самые важные вещи не связаны с деньгами: жизнь, любовь, внутренняя гармония, радость от того, что можешь заниматься любимым делом, возможность любоваться красотой природы и быть рядом с близкими людьми. Важной задачей является формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность и взаимопомощь.

Итак, основы финансовой грамотности можно заложить уже в детстве: научиться планировать траты, ставить цели и копить на их реализацию, составлять финансовый план. При совместной работе родителей и учителей полученные знания помогут младшим школьникам ориентироваться в экономическом пространстве современного мира в соответствии со своими возрастными возможностями.

Финансовая грамотность – это совокупность полученных знаний и приобретенных навыков, без которых сложно совершать действия с деньгами разумно. Освоить ее необходимо каждому человеку, ведь именно от нее зависит финансовое благополучие и комфортная жизнь в целом.

Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки : жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.

Финансово грамотный человек – это человек, который:

• умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приумножает их;

• ведет учёт доходов и расходов;

• ориентируется в экономической обстановке страны;

• может распознать признаки финансового мошенничества;

• выполняет свои обязательства налогоплательщика;

• умеет ориентироваться в банковских услугах.

Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки. Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребё нком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т. д. Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи. Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком. Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.

Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности. Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях

По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки

Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.

Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.

Заранее обговаривайте с ребёнком сумму карманных денег. Распланируйте, куда и на что они пойдут. Объясните, что если ребёнок купит на эти деньги мороженое, ему не хватит на проезд.

Проведите беседу о защите денег.

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.

Воспитание финансовой грамотности помогает :

• Осознать, что деньги зарабатывают трудом и законными способами.

• Разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности.

• Грамотно управлять деньгами и копить их.

• Избегать небезопасных финансовых схем : кредитов и микрозаймов, зарплаты в конверте, пирамид

Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.