Развитие
связной речи детей предполагает умение говорить развернутыми предложениями,
точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения. Без этого навыка
становится невозможной успешная учеба в школе.
ВАЖНО: развитие речи у ребенка идет только при живом общении. Телевизор, радио,
компьютер – здесь не помощники.Связная речь начинает развиваться в период с 3
лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-7 лет.
ШАГ ЗА ШАГОМ (этапы развития речи у детей) :
1. С первых дней жизни до 1 года:
Именно речь взрослого является пусковым механизмом детской любознательности.
Младенцу интересно именно то, на что взрослый обратил его внимание.
Что делать:
• С рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и
манипуляции с ребенком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку.)
• Называя предметы, действия, улыбайтесь – формируйте положительные эмоции и
поощряйте активность ребенка в познании мира. Говорите с ним как можно больше и
с разными интонациями.
• Откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов! Каждое слово называйте
правильно.
• Играйте со звуковыми игрушками — это способствует развитию слуховой
активности и сосредоточенности у детей.
• Не забывайте о пальчиковых играх («Ладушки», «Сорока-белобока», «Здравствуй,
пальчик мой») – они прекрасно подходят для развития речи и мелкой моторики рук.
2. От 1 года до 2 лет:
Речь становится основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет.
Малыш знает и понимает в 2-3 раза больше слов, чем умеет произнести.
Что делать?
• Продолжайте общаться и говорить! (причем правильно, ведь ваша речь – образец
для ребенка)
• Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.
• Читайте книги с картинками, просите ребенка показать то, что вы назвали или
прочитали.
• Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
• Читайте ребенку стихи (русские народные потешки) и сказки, в которых
одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз («Курочка Ряба», «Репка»,
«Колобок») пусть ребенок их после нескольких прочтений повторяет вместе с вами.
• Новые слова повторяйте многократно, быстрее и легче всего дети запоминают и
повторяют слова из 1-2 слогов.
• Составьте для ребенка альбом с фотографиями предметов домашнего обихода,
игрушек и одежды, хорошо ему знакомых; а также с фото различных действий его
самого («ест», идет», «спит», «сидит»). Перелистывать такой альбом можно везде,
тем самым ускоряя развитие речи ребенка.
• Учите малыша играть в простые сюжетные игры (кормим куклу, строим гараж) и
озвучивать их.
• Пальчиковые игры — продолжаем играть!
3. С 2 до 3 лет:
Словарный запас ребенка (то, что он понимает) достигает уже 1000 слов. Малыш
хочет все узнать и во всем разобраться сам. В речи есть не только слова, но и
фразы. Дети говорят не только об окружающих их предметах и событиях, но и о
том, что отсутствует в данный момент перед глазами. Дети учатся задавать
вопросы, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы.
Они начинают учитывать комментарии взрослого на свою речь и поступки, понимают
запрет или похвалу.
Что делать:
• Разговаривайте и читайте с ребенком. Не жалейте времени на объяснение того,
что видит или о чем спрашивает кроха.
• На прогулке, показывая животных, птиц, дома, машины; читая книгу, показывая
картинки, фото, задавайте ему вопросы: «Кто это? », «Что это? » и помогите
ответить правильно( «Это кот», «Это дом»)
• Просите ребенка рассказать, что он видит в данный момент, что делают члены
его семьи, что он сам делал на прогулке… — хороший прием для развития связной
речи.
• Учите ребенка отвечать на вопрос, который начинается со слова «Где? » Ответы
будут содержать простые слова «там», «тут», например: «Где папа? » (он вышел на
кухню) — «Папа там». «А мама где? » — «Мама тут».
• Давайте ребенку поручения из нескольких последовательных действий, например:
«Возьми салфетку и вытри рот»… — это нужно для развития слухоречевой памяти и
понимания речи.
• Поощряйте ребенка выражать свое согласие словами «могу» и «буду», а
несогласие – словом «нет».
• Учите ребенка говорить слова-обобщения, например: «кошка, собака, корова –
это животные, тарелка, вилка, чашка – это посуда… »
• Продолжайте петь песенки, играть с пальчиками, читать книги!
4. С 3 до 7 лет:
Происходят значительные изменения в речевом развитии детей: обогащается
словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь
становится логичной, последовательной, что позволяет дошкольникам более точно
излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так и со
сверстниками.
В детском саду детей обучают составлять рассказы-описания, рассказы по 1
сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по представлению (из собственной
жизни, учат пересказывать тексты, вести диалог друг с другом.
Что делать родителям?
• На прогулке продолжать расширять словарь не только новыми названиями
предметов, но и их деталями и частями. «Вот автомобиль, а что у него есть? » —
«Руль, сидения, дверцы, колеса, мотор… », «А что есть у дерева? » — «Корень,
ствол, ветки, листья. »
• При рассматривании какого-либо предмета задавайте ребенку наводящие вопросы:
«Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Каков он на
ощупь (на вкус?. » этот прием помогает при составлении описательных рассказов.
• Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх, например: «Что
бывает высоким? »-«Дом, дерево, человек». «А что выше-дерево или человек? Может
ли человек быть выше дерева? Когда? » Аналогичные игры: «Что бывает широким?
Белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?. »
• Научиться пересказывать детям помогает «отраженный пересказ», когда взрослый
начинает фразу («Жили-были дед да… », а ребенок ее заканчивает («… баба», снова
взрослый( «и была у них … », ребенок («… Курочка Ряба») .
• Далее переходите к пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают
сюжеты любимых сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых
представлений, когда их содержание захватывает детей эмоционально. Спрашивайте
у детей по дороге из сада домой, что интересного сегодня было?
• В детских журналах часто печатаются серии сюжетных картинок. Вырежьте их,
перемешайте, попросите ребенка правильно разложить и рассказать, что
получилось.
• Предложите ребенку стать «ведущим ТВ-шоу», дайте ему в руки «микрофон» и
попросите взять интервью у всех членов семьи. Перед интервью подскажите нужные
вопросы, например: «Какой у тебя любимый фильм? Что ты любил есть в детстве?. »
• «Расскажи мне небылицу» по 2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот
прием хорошо развивает фантазию и связную речь.
• Перед сном читайте детям книги с уговором, что во сне им приснится новый
конец прочитанной истории, который дети поутру вам расскажут.
• «Расскажи, чем закончилось»- этот прием эффективен при просмотре
мультфильмов. Смотрите его вместе, а на самом захватывающем месте «вспомните»
про неотложное дело и, уходя из комнаты, попросите ребенка рассказать
пропущенное вами. И обязательно потом скажите «СПАСИБО! »
УДАЧИ И УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Консультацию подготовила учитель-логопед Еловенко Олеся Александровна