12.01.2024 учитель-логопед Луценко О.А.

Малыши к 2 годам постепенно переходят от детского лепета к фразовой речи. При определении степени и темпов развития навыков общения при помощи слов следует обратить внимание на несколько аспектов:

  • грамматические особенности;
  • звукопроизношение;
  • существующие нормы;
  • особенности развития, в зависимости от пола ребенка.

Разберемся с этим подробнее. Начнем с общей характеристики.

Считается, что в 2 года малыш может:

  • рассказать о своих эмоциях;
  • выразить чувства;
  • сообщить взрослым, что ему хочется;
  • наладить контакт со сверстниками и так далее.

Если всё в порядке, то к 2,5 годам запас слов насчитывает около 1000. Но не все их ребенок может произносить. Родители должны понимать, что словарный запас малолетнего делится на активный и пассивный. Первый – это фразы, которые малыш использует в два или три года: 20–30 слов, которые он может произносить. Всё остальное – пассивный словарный запас: ребенок понимает, что ему говорят, но повторить у него это не получается.

60% − существительные, 25% − глаголы. На прилагательные приходится около 10%. Остальное – местоимения, наречия.

Активно появляются в лексиконе обобщающие слова. Малыш может путать схожие вещи. Например, овощи с фруктами. Исчезают из речи фразы «би-би» вместо «машина», «ням-ням», а не «еда» и так далее.

Ребенок начинает придумывать слова самостоятельно. Родители считают, что мальчик или девочка непонятно зачем их коверкает. Но это нормально.

Часто дети в указанном возрасте:

  1. Не составляют предложения.
  2. Неправильно используют склонения. Например, мальчик может говорить: «Я поела». Все дело в копировании речи взрослых. Если малыш чаще общается с мамой, то он будет употреблять глаголы так, как проговаривает их женщина.

Обращаем внимание, что речь идет об усредненных характеристиках. Если у вашего ребенка всё не так, как описано, то это не повод для паники. Нужно просто присматриваться к малышу и обратиться к специалисту, чтобы не потерять возможность быстро запустить его речь.

Грамматические особенности речи

Основу общения у ребенка, которому исполнилось 2 года, составляют простые предложения. Они могут быть повествовательными или восклицательными. Вопросительных почти нет.

Сложные предложения тоже отсутствуют. Родители в домашних условиях могут простимулировать появление в речи малыша непростых конструкций. Нужно, разговаривая с ребенком, которому 1,5-2 годика, использовать сложные предложения. Он будет слышать и запоминать их, а потом – воспроизводить.

Пример: «Мы сейчас пойдем мыть ручки, потому что они грязные». Или: «У тебя урчит в животике, так как ты хочешь кушать». Появляется упрощенное понимание причинно-следственных связей.

У детей 3 лет всё в порядке с родами и числами. Наиболее распространены ошибки с падежными окончаниями: «Я играть в машинки».

Нужно работать над сложными и вопросительными предложениями. Эта задача возлагается на родителей. Во-первых, следует интонацией показывать вопрос. Общайтесь с малышом, спрашивайте у него: «Где машинка?», «Куда ты идешь?» и так далее. Разговаривать с ребенком – важнее всего.

Во-вторых, нужно стимулировать малыша задавать вопросы. Например: «Спроси у бабушки: «Как дела?»», «Узнай у папы, где машинка?».

Так родители побуждают малыша использовать в своей речи вопросительные предложения.

Звукопроизношение

Особенность речевого аппарата у ребенка в 3 года заключается в том, что губы, язык, нижняя челюсть окрепли. Они работают слаженно. Малышу проще произносить слова и предложения.

Но без проблем не обходится. Ребенку по-прежнему тяжело выговаривать некоторые звуки:

  • шипящие заменяются свистящими: «каша» − «кася», «шляпа» − «сляпа» и так далее;
  • твердые звуки произносятся как мягкие: «сам» − «сям», «киса» − «кися»;
  • согласные выпадают при их сочетании: «стой» − «той», «ложка» − «лока».

Есть еще одна особенность, связанная со звукопроизношением: ребенок укорачивает длинные слова, меняет слоги в них местами, «теряет» буквы.

Разница между детьми одного возраста может быть очень большой. Первый ребенок говорит чисто и целыми предложениями, другой – упрощает свою речь. И обоих нужно считать развитыми. Реальное состояние малыша может описать специалист после консультации.

Норма для детей от 2 до 3 лет

Один из самых важных вопросов темы.

Если с ребенком с рождения проводили простые занятия, то к двум-трем годам он:

  1. Знает все предметы, которые его окружают в привычной обстановке. Часть вещей называет.
  2. С удовольствием слушает простые сказки с незамысловатым сюжетом. Воспроизвести их неспособен. Но повторяет за родителем отдельные фразы и предложения.
  3. Досказывает стишки и потешки. Может отгадывать простые загадки. Это всё уже ближе к 3 годам.
  4. Составляет предложения из 2-3 слов, способен объяснить, что ему хочется.
  5. Называет характеристики предметов: большой, маленький, круглый, синий.

Обратите внимание, что ребенок понимает только те слова, которые обозначают окружающие его предметы. Абстрактные категории − дружба, верность, страх – пока еще недоступны.

Ошибки в произношении, даже серьезные, считаются еще нормой. Главное, что малыш научился хоть как-то разговаривать.

Характерные особенности: неумение ребенка управлять своим голосом, например, интонацией. Но он уже старается составлять вопросительные предложения, развивает речь.

Речь у мальчиков и девочек

Прежде чем рассматривать половое различие, следует упомянуть об индивидуальном. Уже отмечалось, что к трем годам двое детей могут говорить по-разному. Один ребенок четко произносит слова и предложения. Второй – «теряет» звуки, не может сформулировать то, что хочет. Поэтому обязательно нужно принимать во внимание, как конкретный малыш развивается.

Психологи делят всех ребят на два типа:

  1. «Говоруны».
  2. «Молчуны».

Первые – легко осваиваются в незнакомой обстановке, проявляют любознательность, запоминают названия предметов, задают много вопросов. Это активные дети, которые быстро начинают говорить.

Вторые – «обстоятельные созерцатели». Они долго привыкают к незнакомой обстановке, не стараются заговорить пораньше. Зато потом речь сразу становится четкой.

Специалисты советуют очень внимательно относиться к вопросам таких малышей, так как они любят, когда их слушают и понимают, что именно им нужно.

Если к трем годам ребенок не хочет разговаривать, то, возможно, это отклонение. Необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Девочки обычно рано начинают говорить. Это связано с физиологическими особенностями развития людей разных полов. У девочек мозг созревает раньше, поэтому и речь формируется быстрее. У мальчиков всё происходит медленнее.

Если взять ребят разного пола, но одного возраста, то у девочки словарный запас будет больше.

Ускорять развитие навыка позволяет и эмоциональность. Ученые считают, что девочки всегда хотят делиться впечатлениями, рассказывать миру о себе. Мальчики более сдержанные, готовы говорить только по делу.

Еще одно наблюдение: согласно отзывам ученых, развитие речи у неговорящих детей в 2-3 года происходит быстрее, если они начинают проявлять активность. Подвижные игры способствуют запуску навыка и его постоянному совершенствованию.

Признаки задержки развития

Часть малышей, которым уже исполнилось 2-3 года, не могут использовать речь для коммуникации. Причины − в задержке развития (ЗРР). Если есть проблема, то ребенок:

  • мыслит, но не может сформулировать, что он думает;
  • затрудняется ответить на вопросы взрослого человека;
  • наполняет активный и пассивный словари очень медленно;
  • строит долго даже простую фразу и произносит её с ошибками;
  • не может повторить несложное предложение за взрослым;
  • очень часто перестанавливает слоги, «теряет» звуки;
  • сильно напрягает мышцы лица, когда пытается произнести некоторые звуки;
  • не понимает смысла прочитанной ему сказки;
  • испытывает проблемы с мелкой моторикой, не может собирать матрешек, кубики, пазлы.

Самостоятельно в домашних условиях проблему можно диагностировать. Но потом все же стоит проконсультироваться со специалистом.

Проводить «тестирование» нужно ближе к третьему году жизни малыша. Во-первых, следует понаблюдать за тем, как он играет, взаимодействует со сверстниками, общается.

Во-вторых, нужно оценить словарный запас ребенка – как активный, так и пассивный. Далее следует понять, насколько быстро говорит малыш. Если он торопится – это не очень хорошо, предпосылка для заикания.

Для тестирования лучше использовать карточки. Предложите ребенку рассказать, что на них изображено. Не следует просить малыша повторять за взрослым, так как он будет копировать произношение. А нужно, чтобы ребенок:

  • опознал предмет или существо, изображенное на карточке;
  • правильно произнес слово, обозначающее это.  

Если есть сомнения в речевом развитии ребенка, запишитесь на консультацию к учителю-логопеду, специалист проведет диагностику и подскажет что нужно делать для развития вашего ребенка.