14.04.2022 Консультацию подготовила Шипулина С.А.

У маленьких детей интерес к теме космоса, просыпается рано – уже в 3-4 года от малыша можно услышать много вопросов о солнце, луне и звездах. Как отвечать, чтобы ребенку, с одной стороны, было понятно и познавательно, а с другой, подтолкнуло к изучению этой темы?

Не стоит думать, будто ребенок мал для подобных знаний. Да, понять многие вещи он не в состоянии осознать,  масштаб вселенной ему тоже не под силу но базовые понятия он может освоить. А это отличный базис для расширения его общего кругозора и для дальнейшего изучения астрономии!

Потому рассказывать малышу о космосе можно и нужно. Важно лишь правильно адаптировать информацию, отсекая те понятия, до которых он действительно не дорос, и, конечно, преподнести в легкой игровой форме.

Начинайте с описания Земли…

А начать разговор правильнее всего с нашей собственной планеты. Поясните, что планета Земля очень большая и круглая, на ней находятся моря и океаны, горы и пустыни, поля и леса, реки и озера, а также миллионы животных, птиц, рыб, насекомых и людей. При этом планета имеет атмосферу – оболочку из воздуха, которая позволяет нам дышать

У детей часто рождается логичный вопрос: если Земля круглая, почему мы с нее не соскальзываем, а те, кто живут «внизу», не падают? Достаточно ответить, что планета настолько большая, что притягивает к себе всех – и именно оттого все вещи падают на Землю, а не в небо, например. А те, кто живут «внизу», не ходят вверх ногами, как могло бы показаться! Они точно так упираются в планету ногами и видят мир не перевернутым, а нормальным, совсем как мы. Подкрепите это наглядным примером: возьмите мячик, приложите к нему с противоположных сторон, допустим, несколько мелких игрушек, а затем поверните мяч, чтобы ребенок убедился – каждый из них стоит на своих ногах, как и люди в реальности. Просто то, что для одного будет верх, для другого низ, и наоборот.

Из чего состоит Солнечная система?

Когда понятие Земли закрепилось, продолжите: а где находится наша планета? Ответ прост: летит в космосе. Космос – это все пространство, где расположены планета Земля, солнце, луна, звезды и другие планеты. Космос называют Вселенной – и она не имеет границ.

А чтобы малыш представил размеры звезд, возьмите большой надувной мяч и горошину. И поясните: Земля рядом с Солнцем настолько маленькая, насколько горошина рядом с большим мячом!

Не меньший эффект произведет тот факт, что вокруг Солнца вращается не только Земля, делая полный оборот за год, но и другие планеты. Всего их 8 и они находятся в определенном порядке от нашей звезды. Малышу может быть интересно то, что все планеты разные: нет лесов и морей, многие лишены атмосферы (а значит, нечем дышать, где-то нет даже почвы, вместо нее жидкость или газ, а температура может быть как очень высокой, так и очень низкой. Не забываем о фотографиях, выделяя нюансы каждой планеты: Марс красный, а у Сатурна характерные кольца из летающих вокруг камней (их называют астероидами). И не бойтесь, что ребенок не запомнит с первого раза. К этой теме нужно неоднократно возвращаться, чтобы добиться эффекта. А для начала достаточно пробудить в малыше интерес к космосу…

Отдельно расскажите про то, как сейчас человек исследует космос. Над этим работают специальные ученые — астрономы , у них телескопы в разы лучше тех, с которыми играет ребенок, потому они видят намного дальше, в космос запускают ракеты, летательные аппараты, созданные для полетов между планетами, а в них космонавты, пилоты ракет. Обязательно подкрепляйте все данные фотографиями, иллюстрациями в специализированных книгах или научно-познавательными фильмами – сегодня существует достаточно изданий и кино, адаптированных для самых маленьких деток.

 Лучше, если информацию вы будете закреплять с ребенком с помощью игр. На тему космоса продаются альбомы с раскрасками, пазлы, мозаики, наборы аппликаций, дидактические карточки, которые можно скачать из интернета, различные конструкторы. Не забывайте про развивающие книги: не трудно найти сборники загадок, ребусов, головоломок, стихов и песенок, связанных с этой тематикой.