МАДОУ ЦРР № 167 города Тюмени
Луценко О.А.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
— уточнить произношение звука [а];
— определять позицию звука в слове;
— формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;
Коррекционно – развивающие:
— учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;
— развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
— учить детей изменению силы и высоты голоса;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и
акустический контроль;
Коррекционно – воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Демонстрационный материал: буква А, предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент).
Правило поведения на занятии.
— Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
— Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
— Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].
2. Развитие артикуляционной моторики.
— Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
— упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
— упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
-Развитие диафрагмального дыхания.
— А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
-Голосовые упражнения:
— Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно,
просто губками – шепотом – тихо – громко;
— А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
4. Акустико – артикуляционный образ звука.
— Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
5. Развитие фонематического слуха.
— Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а].
Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)
6. Соотношение звука с буквой.
— Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
— Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец
левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.
7. Физминутка «Листочки».
— А теперь давайте превратимся в листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю тихо сели.
8. Автоматизация звука в слогах, словах.
— Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
— Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
— Звуковой анализ слова «МАК».
— Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.
— Определение места звука в слове.
9. Подведение итогов занятия.
— Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
-Какое задание вам понравилось?
Материал с сайта — https://nsportal.ru/