МАДОУ ЦРР № 167 города Тюмени

Луценко О.А.

Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные

— уточнить произношение звука [а];

— определять позицию звука в слове;

— формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;

Коррекционно – развивающие:

— учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;

— развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

— учить детей изменению силы и высоты голоса;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и

акустический контроль;

Коррекционно – воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Демонстрационный материал: буква А, предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки.

 Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент).

Правило поведения на занятии.

— Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

— Ребята, отгадайте загадку.

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

— Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].

2. Развитие артикуляционной моторики.

— Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

— упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

— упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

— А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

-Голосовые упражнения:

— Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно,

просто губками – шепотом – тихо – громко;

— А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

4. Акустико – артикуляционный образ звука.

— Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

5. Развитие фонематического слуха.

— Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а].

Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)

6. Соотношение звука с буквой.

— Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

— Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец

левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.

7. Физминутка «Листочки».

— А теперь давайте превратимся в листочки.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились – полетели

И на землю тихо сели.

8. Автоматизация звука в слогах, словах.

— Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.

— Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.

— Звуковой анализ слова «МАК».

— Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.

— Определение места звука в слове.

9. Подведение итогов занятия.

— Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

-Какое задание вам понравилось?

Материал с сайта — https://nsportal.ru/