21.06.2024 г Материал подготовила Белобородова Е.Б. На сайт выставила Аллашева В.М.

Речь ребёнка в 2 года активно формируется. Так же, как формируются психические процессы. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Внимание позволяет слушать чтение взрослого или его рассказы. Память и восприятие дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, и простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.
На втором году жизни дошкольнику интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за миром вокруг и предметами. Запоминает действия, которые можно с ними производить. Основные проводники в мир новой информации – это семья, взрослые живущие рядом. Но новые знания малыш может и не получить, если он не овладеет речью. Общение с близкими людьми — главный способ освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет.
Поэтому существует несколько правил, которые должны соблюдать родители :
Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!
Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослого должна быть:
— чёткой, неторопливой;
— доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
— грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.
Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии двери говорите: «Открывается дверь, закрывается дверь». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял кубик, можно сказать: «Смотри, у тебя в руках кубик. Это кубик. Кубик синий». Поощряйте любую речевую активность ребенка и акцентируйте внимание на том, что он делает.
Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, о животных. Показывая в книжке или на карточке, рисунок с собакой, можно говорить: «Как лает собака? – Гав». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому животному принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу». Можно взять за правило чтение книг перед сном. Это поможет ребенку успокоится, после дневных игр.
Пальчиковая гимнастика, один из самых простых способов в развитии речи ребёнка раннего возраста. Большое количество миниатюр, разыгранных с помощью пальчиков и ручек под стихотворное сопровождение, помогают ещё и тем, что их исполнение стимулирует речевые области головного мозга. Можно отыгрывать стишок своими руками или надеть на пальчики фигурки персонажей. С таким пальчиковым театром крепко-накрепко запомнится любое художественное произведение⁹

1