Упрямый ребёнок:

Как установить границы дозволенного……

Часто родители   сталкиваются с противостоянием  детей, отказом что-либо сделать. Упрямство детей чаще всего обусловлено тем, что дети не представляют себе последствия своих поступков и не знают, как вести себя по-другому. Упрямых детей трудно воспитывать и сложно дисциплинировать. Настойчивое сопротивление, столь характерное для них, является одной из черт поведения, которые выводят родителей из эмоционального равновесия. Что в таком случае делать родителям, как воспитывать своенравного ребёнка?

         Конечно, мы можем пресечь не желаемое поведение с помощью запретов, объяснений логических последствий. Однако этих методов явно недостаточно, чтобы научить ребёнка тем навыкам, которые нужны ему, чтобы вести себя лучше. Необходимо сделать шаг в воспитательном процессе: нужно преподать навыки, необходимые для приемлемого поведения. При этом рассказать детям о том, как справляться с трудной ситуацией без обучения навыкам, для большинства детей недостаточно. Упрямые дети овладевают социальными навыками с трудом.  Ребёнок на словах может сказать, как надо себя вести, но не может этого сделать на практике. Необходима тренировка и дополнительные инструкции. Для этого нужно разделить новый навык на несколько шагов, удобных для изучения, затем проиграть по ролям варианты приемлемого поведения и предоставить возможность для практики.

         Предлагаю рассмотреть каждый шаг в процессе тренировки навыков.

1 метод. Исследование различных вариантов действий. Иногда дети себя плохо ведут, потому что просто не знают о других более эффективных способах разрешать проблемы или вести себя приемлемо. Рассматривать варианты поведения в ситуации проявления противостояния или агрессии желательно с помощью педагогов или родителей. Так как не все дети могут обдумывать возможные варианты, делать логические выводы и заглядывать в будущее. Поэтому предлагать большую часть вариантов поведения приходится взрослым. Причем можно обсуждать варианты не только в случае возникновения проблем, но и тогда, когда никакого проступка не было. Выполняйте следующие шаги:

  1. Вместе с ребёнком исследуйте возможные приемлемые варианты выбора при разрешении проблемы или трудной ситуации.
  2. Обсудите последствия неверных вариантов выбора и непослушания.
  3. Поощрите ребёнка к совершению наилучшего выбора (или нескольких).
  4. Репетируйте применение нового навыка: «Так что ты будешь делать, если…».

          2 метод. Разбивка навыка на удобные для изучения элементы.

Важнейшая часть обучения детей новым навыкам – сделать изучаемое понятным. Это включает разбивку навыка на отдельные элементы, удобные для усвоения, а затем последовательную отработку каждого из них. Например, если ребёнок перебивает взрослых, то взрослым можно ему предложить следующую последовательность действий:

  1. Если человек занят разговором, мы хотим, чтобы ты молча подошёл к нему и постарался поймать его взгляд.
  2. Затем ты должен дождаться паузы и сказать один раз «извините» и дождаться, когда на тебя обратят внимание.
  3. Когда человек на тебя посмотрит, тогда твоя очередь говорить.
  4. Теперь мы будем тренировать твой новый навык. Если ты забудешь и будешь перебивать, мы попросим тебя начать сначала и попробовать ещё раз. Если станешь перебивать нас намеренно, мы попросим тебя отправиться в свою комнату на тайм-аут. Это ясно?

Повторяйте упражнение, тренируйте ребёнка, обучайте его новым навыкам постепенно.

3 метод. Моделирование примеров, корректирующих поведение.

  Иногда детям необходимо увидеть, услышать, почувствовать и пережить на опыте тот навык, который им, по нашему мнению, нужно изучить. Моделирование примеров, влияющих на поведение – это простая, но мощная педагогическая техника, особенно подходящая для дошкольников. Его хорошо использовать, когда имел место проступок, когда требуется коррекция поведения, а также для обучения навыкам безопасного поведения в разных ситуациях. Если проступка не было, и вы обучаете ребёнка нужному навыку, то делайте следующие шаги:

  1. Смоделируйте то коррективное поведение, которому вы хотите научить ребёнка.
  2. Поощрите ребёнка «попробовать снова», применяя коррективное поведение.
  3. Отметьте правильность выполнения и похвалите за успехи.

Если вы преподаёте навык после досадного происшествия или проступка, используйте следующие шаги:

  1. Составьте твёрдое ограничительное сообщение.
  2. Смоделируйте коррективное поведение. Можно использовать специально подобранные сказки, рассказы, мультфильмы, сюжеты фильмов.
  3. Поощрите ребёнка «попробовать снова», используя предложенную модель.
  4. Зафиксируйте правильное выполнение упражнения. И похвалите за успехи.

4 метод. «Попробуй снова!»

Изучение новых навыков требует практики. «Попробуй снова» — это простой, конкретный и в высшей степени эффективный обучающий метод, обеспечивающий детям ту практику, которая нужна им для усвоения преподаваемых нами навыков. Сделайте следующие шаги:

  1. После инцидента или незначительного проступка составьте ясное ограничительное сообщение.
  2. Смоделируйте коррективное поведение.
  3. Поощрите ребёнка «попробовать снова», применяя предложенный образец. Вашему ребёнку предоставляется ещё одна возможность продемонстрировать, что он способен сделать лучший выбор и слушаться. Если вместо этого ребёнок сопротивляется, переходите к ограниченному выбору или логическим рассуждениям о последствиях неверного выбора.
  4. Зафиксируйте правильное выполнение упражнения. И похвалите за успехи.

5 метод. Отмечайте хорошие поступки.

У всех детей есть естественная мотивация к освоению новых навыков, и для них важно, чтобы их успехи были отмечены значимыми для них людьми. Им не требуются лакомства, игрушки и определённые награды, чтобы стараться совершенствовать свои умения. Они и так жаждут показать, что умеют делать. Приобретение навыков – первоочередная развивающая задача в раннем и среднем детском возрасте. Мощной и действенной мотивацией является наша способность отмечать хорошие поступки. Ловите детей на хорошем поведении и давайте знать, что вы его заметили.

Важно помнить, что говорить детям о том, что они должны делать – совсем не то же самое, что преподать навык. Предоставить информацию – важный первый шаг в процессе тренировки навыков, но только для многих детей её явно недостаточно, чтобы ими овладеть. Детям нужно показать, что конкретно и как нужно сделать, и часто требуются практика и дополнительные инструкции, прежде чем они овладеют умением, которому мы пытаемся их научить. Этот процесс сначала чаще сопровождается неудачами, чем успехами.

Если вы хотите удите с дисциплинарного «бега по кругу», вы должны научить ребёнка навыкам, которые нужны, чтобы вести себя по-другому, предоставить ему возможность практиковаться, подмечать правильные поступки и хвалить его за успехи.

Консультация подготовлена по материалам книги Роберта Дж. Маккензи «Упрямый ребёнок: как установить границы дозволенного». – М.: Издательство «Э», 2017. – 352 с.

Отличный ход для сглаживания острых углов — игра. Вариантов масса: предложите ребенку поменяться ролями (теперь он взрослый). Увидите, как быстро он включится в игру и, сам того не замечая, выполнит все просьбы.

Еще одна хитрость на случай, если малыш начал упрямиться: пусть он выберет решение из предложенных вами вариантов. Например, отказывается завтракать. Спросите у него, что бы он с удовольствием попробовал: любимый бутерброд Бэтмена  или королевский десерт? Малыш вряд ли откажется, потому что вы а) проявили уважение; б) выбор будет за ним; в)он заинтригован.  

Часто дошкольники медленно одеваются. Поторопить их легче простого: устройте соревнования на скорость и вручите символический приз за победу.

С малышом 3-4 лет нужно уметь «договариваться». Обращаясь к нему с улыбкой, загадочным тоном начните фразу со слов «А давай? (почитаем книги, уложим спать кукол и т.д.)», а заканчивайте уточняющим вопросом «Договорились?» 

Как видно из примеров, при желании можно переиграть строптивое чадо. Те родители, которым это удается,  кто не подавляет инициативу ребенка, а выстраивает отношения, поступают мудро — их ребенок  вырастает в комфортного для общества человека, но при  этом не теряет своих сильных качеств и самобытности.

С уважением, педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна