Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых
говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не
готовы все: дети, педагоги, родители.
Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным
образовательным услугам. Как следствие – социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.
«Особенные» дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что
мешает им в приобретении социальных навыков. Они выходят в мир абсолютно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.
Таким образом, перед всеми нами стоит следующая задача – помочь детям с
ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе
В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными
возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами. Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов
остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения.
Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей
дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного
образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии.
Следовательно, инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при
котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических,
интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по
множеству причин:
1. Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью
отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
2. Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети
могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
3. Инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в
атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные
 тношения.
4. Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что
совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не
только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) детский
коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить
общаться со сверстниками, изолировав от них.
От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут
зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее. Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового  ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания.
Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким
детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитания по типу
сверхопеки — «ребенок-кумир» с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда
с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей —
инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и
сверхэгоизм. Когда ребенок с особенностями в развитии вырастает, проблема
самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабости, низкой требовательности.
Общие рекомендации по оказанию ребенку помощи в развитии:
1.Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь
маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень
старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше
обойдите это молчанием или просто скажите: «Жаль, не вышло, в другой раз
получится».
2.Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете.
Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте «язык жестов».
Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3.Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте
его движения своими руками.
4.Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться
владеть руками.
5.Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или
навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6.Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он
хочет.
7.Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие
занятия в игру.
8.Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые
приспособления, игрушки и т. д.
9.Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто
прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет
никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему
возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10.Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в
той мере, в какой это необходимо. Это — «золотое правило реабилитации». Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется «помочь» ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, — поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка.
Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье
возможно только в том случае, если родителям, удается сохранить душевное
равновесие в условиях повышенной стрессогенности. Только такая семья
становится активным помощником своему ребенку, формируя перспективное
реабилитационное пространство.
Общество должно подходить к решению проблемы «инвалид-личность» не с
позиции жалости к некому, а с позиции содружества, соучастия, содействия,
сотворчества. У детей-инвалидов должны быть равные возможности в получении образования, полноценного развития, возможности (не только на законодательном уровне, но и на практическом) попробовать себя во всех областях деятельности, включая творчество, иметь возможность выбора реализации собственных потенций.

Репортаж на сайт подготовила: Новоселова ЕА.

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых
говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не
готовы все: дети, педагоги, родители.
Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным
образовательным услугам. Как следствие – социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.
«Особенные» дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что
мешает им в приобретении социальных навыков. Они выходят в мир абсолютно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.
Таким образом, перед всеми нами стоит следующая задача – помочь детям с
ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе
В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными
возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами. Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов
остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения.
Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей
дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного
образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии.
Следовательно, инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при
котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических,
интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по
множеству причин:
1. Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью
отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
2. Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети
могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
3. Инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в
атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные
 тношения.
4. Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что
совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не
только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) детский
коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить
общаться со сверстниками, изолировав от них.
От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут
зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее. Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового  ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания.
Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким
детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитания по типу
сверхопеки — «ребенок-кумир» с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда
с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей —
инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и
сверхэгоизм. Когда ребенок с особенностями в развитии вырастает, проблема
самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабости, низкой требовательности.
Общие рекомендации по оказанию ребенку помощи в развитии:
1.Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь
маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень
старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше
обойдите это молчанием или просто скажите: «Жаль, не вышло, в другой раз
получится».
2.Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете.
Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте «язык жестов».
Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3.Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте
его движения своими руками.
4.Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться
владеть руками.
5.Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или
навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6.Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он
хочет.
7.Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие
занятия в игру.
8.Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые
приспособления, игрушки и т. д.
9.Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто
прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет
никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему
возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10.Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в
той мере, в какой это необходимо. Это — «золотое правило реабилитации». Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется «помочь» ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, — поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка.
Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье
возможно только в том случае, если родителям, удается сохранить душевное
равновесие в условиях повышенной стрессогенности. Только такая семья
становится активным помощником своему ребенку, формируя перспективное
реабилитационное пространство.
Общество должно подходить к решению проблемы «инвалид-личность» не с
позиции жалости к некому, а с позиции содружества, соучастия, содействия,
сотворчества. У детей-инвалидов должны быть равные возможности в получении образования, полноценного развития, возможности (не только на законодательном уровне, но и на практическом) попробовать себя во всех областях деятельности, включая творчество, иметь возможность выбора реализации собственных потенций.

Репортаж на сайт подготовила: Новоселова Е.А.