Консультацию подготовила воспитатель Акинина Маргарита Юрьевеа

 Приобщать  ребёнка к природе надо в любом случае. Если домашние условия не позволяют разводить растения и содержать животных, то заняться этим делом можно возле дома или на приусадебном участке.

   В зимнее время – это подкормка птиц. Уже в конце октября остающиеся на зимовку пернатые тянутся к жилью человека, выискивая места возможной кормёжки. Как хорошо вместе с ребёнком подумать об устройстве кормушки и подкормке птиц. Кормушку изготовить – дело нехитрое. Самое главное заинтересовать ребёнка и втянуть его в регулярный сбор корма и выкладывание его в кормушку. Постепенно взрослый предоставляет ребёнку возможность самостоятельно собирать и выкладывать корм. Роль взрослого теперь – помочь дошкольнику научиться, содержательно наблюдать за птицами. Для этого он ставит перед ним конкретные цели наблюдения.

— Ты заметил, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковы? Как они называются? – спрашивает взрослый и выслушивает ребёнка после его наблюдения.

— Понаблюдай за кормушкой до того, как выложишь в неё корм. Может быть, кто-нибудь из птиц уже сидит на веточках? Как ты думаешь, почему они сидят? – говорит взрослый в следующий раз.

— Посмотри, клюют ли птицы корм из кормушки или улетают с ним? Если улетают, то, с каким кормом и куда?

— Понаблюдай, как птицы относятся друг к другу: ссорятся или нет, клюют вместе или прогоняют друг друга?

   Кроме подкормки птиц, возле дома вместе с ребёнком можно делать различные посадки деревьев, кустов, а на даче выращивать овощи. Весной или осенью, когда идёт посадка деревьев, ребёнку можно предложить посадить саженец. Ребёнок поможет выкопать яму, взрослый покажет, как надо поставить палку и возле неё установить деревце, расправить его корни, а потом вместе засыпать яму землей. Первое время ребёнок может самостоятельно поливать, следить, чтобы  деревце не накренилось. Дальнейшие наблюдения за посадкой хорошо соединить с чтением или разучиванием стихов.

   Дошкольнику вполне можно выделить на общем огороде грядку, на которой он будет выращивать разные овощи. Пусть на своём маленьком огороде ребёнок посадит лук, чеснок, салат, картошку…

То есть всего понемногу. Это поможет ему увидеть, как по-разному растут овощи. Так же, как и взрослые, ребёнок должен поливать свой огород, пропалывать и подкармливать растения.

   Ему надо объяснить, что всем растениям требуются специальные условия – ведь они живые. За огородными растениями необходим особенно тщательный уход, чтобы они росли быстро и давали вкусные и сочные плоды.

   Дошкольника важно научить, не только работать на своём огороде, но и наблюдать за растениями. Ведь на глазах у ребёнка в ряде случаев проходит их полный жизненный цикл – от семени до семени. В наблюдениях важны два момента: научить по ботве (вершкам) различать овощи и замечать изменения в развитии растений.

   Наблюдения за огородными растениями можно сделать занимательными, если их сочетать с загадками, стихами. Хорошо известны загадки про такие огородные растения, как лук и огурец. Их тоже можно загадывать ребёнку, когда он трудится на грядке.

   В тёплое время года на приусадебных участках нередко содержат кроликов, кур, гусей. Дети могут принять участие в их выращивании: давать корм, рвать траву, ставить воду. Взрослые должны использовать эти моменты для наблюдения. Ребёнку всё будет интересно, если взрослый подскажет ему, на что обратить внимание. Дети сближаются с животными, привыкают к ним, их общение с ними бывает всегда эмоциональным. Взрослые же содержат животных с одной целью – получить продукты питания. В этой ситуации их поведение должно быть очень обдуманным и педагогически деликатным, чтоб ненароком не травмировать душу ребёнка, не нанести ему моральный ущерб на всю жизнь.