25.10.2022 г. Материал подготовила и выставила на сайт Аллашева В.М.

Многие родители задаются вопросом: для чего ребенку в детском саду трудовая деятельность? Отвечать на этот вопрос приходится почти каждому педагогу.

     А результат трудовой деятельности малыша ощутим и значим в первую очередь для самого малыша, хоть и не всегда понятен взрослому. Но именно так начинается понимание и уважение чужого труда и его результатов, стремление доводить дело до конца, исправлять ошибки в процессе трудовой деятельности и желание оказать взаимопомощь.

    Труд стимулирует умственную деятельность, так как не редко для выполнения поручения следует выстроить логические цепочки, обратить внимание на свойства предметов, проанализировать уведенное, то есть происходит аккумулирование информации и тренировка в её ориентации.

    В ходе трудовой деятельности активизируется и физическое развитие: происходит тренировка координации, прилагаются усилия для согласованности движений, активизируется мышечная работа, улучшается функциональная деятельность всех систем организма и появляются положительные эмоции, что способствует хорошему настроению.

    Развитие личности ребенка тесно связано с развитием и усовершенствованием трудовой деятельности: усиливается ответственность, формируется навык самообслуживание и тренировка самостоятельности как таковой.

    Дошкольнику нельзя предлагать труд в чистом виде, в отличие от нас, взрослых. Любая непосредственно-образовательная деятельность, и трудовая в том числе, должна взаимодействовать с игрой. Это обусловлено возрастными особенностями воспитанника. Воспитатель должен создать стимул для того, чтобы в игре возникло желание трудиться. Желание именно трудиться, а не желание получить готовый продукт. Любой труд у ребенка начинается с подражаний взрослому. Если организовать работу наоборот, то желание трудиться пропадет вовсе. Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада.

 Особое значение этой работе придается в рамках внедрения ФГТ, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности. В программах появился раздел «Труд», который на первый план выдвигает задачу: воспитание потребности трудиться. Виды и содержание труда не меняются. Данная задача решается в таких видах труда, как самообслуживание, труд в природе, дежурства. 
Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:
1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
2. Трудовая деятельность детей постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков также зависит от возраста. В раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в младшем дошкольном возрасте. 
Постановка цели отражает специфику дошкольного возраста. Дети младшего возраста еще не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
Цель работы педагогов по формированию у детей самостоятельных навыков в труде – это проявление ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.
Для организации работы выделили условия и средства:
• индивидуальный подход к ребенку;
• трудовые традиции региона;
• реализация проектов;
• художественные средства, природа;
• собственная деятельность детей;
• положительный пример трудовой деятельности

Рассказывая детям о трудолюбии, можно использовать следующие приемы: 
• объяснение детям, что такие поделки можно получить, если приложить трудолюбие и мастерство;
• изготовление вместе с детьми поделок;
• приучение детей выполнять даже самые простые поручения до конца: убрать игрушку, вытереть пыль;
• пример, работаем вместе с детьми;
• обращение внимания во время прогулок на то, как работают окружающие люди;
• чтение детям произведений о людях труда.
 Формированию у детей самостоятельных навыков в труде способствует создание условий для трудовой деятельности. Для этого в группах должны быть оформлены уголки трудовой деятельности.
Материал должен быть красочным, ярким, безопасным, привлекательным для детей.
Для стимулирования трудовой деятельности можно использовать методы:
1.Стимулирование интереса к процессу труда:
• создание ситуации интереса;
• познавательные игры;
• обучающие дискуссии.
2.Стимулирование ответственности и обязанностей:
• разъяснение цели труда;
• требования к организации трудовой деятельности;
• поощрение и наказание в труде.
Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:
• Личный пример педагога и родителей. Можно пригласить родителей в детский сад и вместе с ними убрать участок, смастерить поделку, организовать беседу, где родители могут рассказать где и как они трудятся. Дети старшего возраста могут составить рассказы о труде своих родителей.
• Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т.д. Алгоритмы позволяют детям использовать их и в качестве обучающих моделей (младший дошкольный возраст), и в качестве средства контроля за своей деятельностью (старший дошкольный возраст).
• Игровые ситуации: дети помогают кукле Кате одеваться на прогулку, умывают грязных и непослушных котят.
• Социальные мотивы: помочь младшему воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги.
• Проблемные ситуации: беспорядок в игровом шкафу – что делать? У куклы Кати испачкалась одежда – как поступить?
• Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.
В детском саду дети видят, как трудятся окружающие их взрослые (педагоги и их родители), понимают, что именно труд приносит реальный результат, понимают, что самый важный компонент трудовой деятельности – получение определенного продукта. В трудовой деятельности идет пробуждение и развитие творческих, интеллектуальных, художественных, нравственно-волевых сил воспитанников, их стремление к самореализации, взаимодействию.