Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

 В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Развитие речи

1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) — помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

 2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести: — какими словами, красками можно описать время года; — назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова; — расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое; — что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? — растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка — дочка — точка — кочка…

 4. «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер)

. Развитие мелкой моторики посредством следующих действий:

 ·Собирать, перебирать ягоды;

 ·Полоть грядки;

 ·Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);

 ·Играть с глиной, мокрым песком;

 ·Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

·Бросать и ловить летающие тарелочки.

 ·Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

 ·Перебирать крупы;

·Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);

·Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

 ·Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

 ·Вышивать (крупным крестиком);

 · Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

·Плести из бисера;

 ·Лепить из пластилина, пластика, теста.

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово. Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.

 Родители должны помнить:

 1.Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.

 2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее

3.Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка

 4.Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.

5.Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно. 

Подготовила консультацию учитель-логопед Волкова М.Н.