«Сказки читаем — речь развиваем!»

Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.

Сказка научит ребенка:

-пересказывать близко к тексту;

— обогатит словарь образными выражениями;

-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);

— научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;

— разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.

Расскажите сказку «Теремок» (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.

После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик — побегайчик) мышку и др.

В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?

Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.

Поиграйте вместе с детьми! Только представьте себе – сколько сил и энергии нужно маленькому человечку, чтобы сформироваться как личность, вынести запредельные нагрузки (как психологические, так и физические), да просто вырасти, наконец!

Считалки для детей

Король на лавочке

Сидел король на лавочке,

считал свои булавочки:

раз, два, три,

королевой будешь ты!

Лесная река

В даль бежит река лесная,

вдоль неё растут кусты.

Всех в игру я приглашаю,

мы играем — водишь ты!

Хоровод

Раз, два, три.

На полянку выходи,

хороводы заводи.

Кто остался,

тот води.

Народные пословицы и поговорки

-В тесноте, да не в обиде.

-Что посеешь, то и пожнешь.

-Играй, играй, да дело знай.

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Окончил дело — гуляй смело.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Делу время, потехе час.

-Долог день до вечера, если делать нечего.

-Кто не работает, тот не ест.

-Поспешишь – людей насмешишь

Скороговорки русские народные для детей.

У осы не усы,

Не усищи, а усики.

Течет речка,

Печет печка,

Течет речка,

Печет печка!

Валя на проталинке

Промочила валенки.

Валенки у Валеньки

Сохнут на завалинке.

Дали карапузу кукурузу,

А карапуз просит арбуз.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

Русские народные загадки

В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. Ответ: Плод с семенами

Весь свет одевает, сама одежды не знает. Ответ: Игла

Без рук, без топоренка, построена избенка. Ответ: Гнездо

Без рук, без ног, а ходить умеют. Ответ: Часы

Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает. Ответ: Лук.

Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла. Ответ: Корова

Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Ответ: Глаза

Никого она не обижает, А её все толкают. Ответ: Дверь

Когда одна другой касается – Хлопок получается. Ответ: Ладони

Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел… (кот).

Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

Что за зверь со мной играет? НЕ мычит, не ржёт, не лает, нападает на клубки, прячет в лапки когти.

(Котёнок)

Собой не птица,

Петь не поет,

Кто к хозяину идет —

Она знать дает.

(Собака)

Русские народные пальчиковые игры

«Пять братьев — пальчиков»

Собираем пальчики в кулачок.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

На каждую строчку отгибаем один пальчик :

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — чистит стол,

Этот — резал,

Этот — ел.

Ну а этот лишь глядел!

Идут четыре братца навстречу старшему.

-Здравствую большак!

-Здорово указка,

(соединить с большим указательный пальчик)

Мишка — середка,

(соединить с большим средний пальчик)

Гришка — сиротка,

(соединить с большим безымянный пальчик)

Да крошка — Тимошка!

(соединить с большим мизинчиком)

Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).

Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,

Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,

Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).

Какие у Ванечки глазки!

(показывает, где глазки.)

Какие у Ванечки ручки!

(показывает ручки.)

Какие у Ванечки ножки!

( показывает, где ножки.)

Побежали по дорожке.

Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.

Подвижная игра: «Бабка Ежика»

В середину круга встает водящий — Бабка Ежика, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежика Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

— У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар

Раздавила самовар.

Бабка Ежика скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

Подготовила Щеткова И.А.