Консультация для родителей.

Материал подготовила Ермакова Л.В. 02.02.2024

Мы, взрослые, обижаемся, когда к нам невнимательно или неуважительно относятся, когда нас игнорируют. Нам обидно, когда не сбываются наши надежды или рушатся планы. Но мы как-то научились справляться с этими нелегкими переживаниями и шагать дальше по жизни. А на что обижаются наши дети? Дети могут обижаться: • если к ним невнимательны, • если они получают отказ в чем-то очень желанном, • если их дразнят, • если другие более успешны, если их не хвалят. Первые обиды возникают в дошкольном возрасте. До 3-4 лет дети могут расстраиваться, жаловаться на сверстников, но, как правило, достаточно быстро справляются с этими переживаниями и забывают про них. После 5 лет переживание обиды становится более осознанным — «Я обиделся» — и связано это с ожиданиями в признании и уважении со стороны взрослых и, особенно, сверстников. В той или иной мере чувство обиды переживает каждый ребенок. На что же обижаются обидчивые дети? Кажется, что обидчивые дети обижаются практически на все — не позвали играть другие дети, не дали игрушку, не подарили то, что хотел, проиграл в игре, не похвалили и т.д. Во всех этих случаях ребенок остро чувствует себя отвергнутым, ущемленным и ненужным. Чем же отличаются обидчивые дети от других детей, которые достаточно быстро справляются с этим переживанием и не застревают в нем? Главная особенность обидчивых детей это расхождением между тем, как они сами себя оценивают и как их оценивают другие люди. И если самооценка у обидчивых детей достаточно высока, то со стороны других людей они не ждут ничего хорошего. Обидчивый ребенок фиксируется на собственном «Я» и отношении к себе окружающих: он постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя сам за других. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и создает проблемы в общении с другими людьми. Чем можно помочь обидчивому ребенку? Самое главное условие для преодоления обидчивости — это отсутствие оценок и сравнений (кто лучше, кто хуже). Ребенок должен чувствовать, что любовь, уважение и доброжелательность родителей никак не связаны и не зависят от его успехов и достижений. Взрослые должны стремиться избавить малыша от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Только тогда ребенок будет ощущать свою уникальность и нужность, и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.