Репортаж подготовила воспитатель Акинина Маргарита Юрьевна

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями –это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, развить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями, а также осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

Но что же нужно, чтобы сделать огород? Горшочки, ящики, земля, семена… Нам потребовалась помощь родителей.

 Когда для посадки все было готово, мы провели некоторые эксперименты, чтобы выяснить на собственном опыте, что нужно для роста растений.

Опыт №1. Нужны ли растениям вода, тепло и свет?

Три луковицы поместили в разные условия: первая имела воду и свет, вторая — только воду, третья — только свет. Пометили стаканы знаками.

Вторую луковицу накрыли банкой и стали наблюдать, время от времени поднимая банку.

Но изменения произошли после выходных: у двух луковиц появились корни, причем длиннее — у второй: под банкой не было света, но было тепло.

Затем под банкой появились первые перья, позже — у первой. Третья луковица — без изменений.

Вывод: растениям для роста необходимы свет, вода и тепло.

Опыт 2. Нужна ли растениям почва?

Зерна овса посеяли в землю и опилки. Поливали и наблюдали.

Уже через пару недель.

Вывод: растениям нужна почва.

Опыт №3. Что же происходит с растениями в почве, как появляются ростки?

Чтобы разобраться в этом, горох поместили на смоченную водой вату, чтобы она не сохла, положили ее в перчатку и оставили на свету.

Через пару дней заметили из набухших горошин проклюнулись корешки.

Когда мы обнаружили листочки, решено было посадить ростки в землю.

Опыт пока не завершен. В дальнейшем надеемся, что горошек обрадует нас стручком и мы сможем установить последовательность роста этого растения. И составить цепочку «Что сначала, что потом?» не составит труда.

Опыт №4. А как прорастают другие семена?

Чтобы разобраться в этом вопросе, поместили в перчатку разные семена, каждый в свой «домик»:

разделили семена на тарелочки,

надули перчатку,

расположили в домики семена,

смочили кусочек ваты и опустили его в домик. Так с каждым домиком.

Наблюдение показало, что семена гороха, фасоли, подсолнечника, чечевицы проросли, а семена тыквы испортились.

Пересадили их в землю.

Опыт №5. Наблюдение за прорастанием овса.

Помещенные в коробочку от диска вместе с почвой семена было интересно поливать из шприца.

Весь процесс прорастания семечки прекрасно виден. Сформировались корни и пошел отросток.

Весь апрель впереди. Ждем урожая!