Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие.
И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, — воспитай своих детей.
Именно в семье формируется личность будущего труженика и гражданина.
Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребѐнка стенами
квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание — процесс
многогранный и всеобъемлющий. Всѐ, что окружает ребѐнка, — люди, вещи,
события — всѐ накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает
его. И отцовский долг — сознательно, чутко направлять это развитие.
Отцовство — экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.
Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся
отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребѐнок — большое испытание
на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство
отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещѐ
Аристотель заметил, что по — настоящему отцами мужчины становятся
позже, чем женщины — матерями.
Как ребѐнок нуждается в том, чтобы о нѐм заботились, и это даѐт ему
ощущение надѐжности и прочности мира, так и взрослый мужчина
испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого,
ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это
проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья
счастливы, есть у них чувство удовлетворѐнности. Вот почему
Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно
проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он
полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы,
бодрость.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н.М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство,
школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца
полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в
детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с
детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния
на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо
мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него
семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие
«безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо сказал
о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский:
«Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это
искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют
перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По — настоящему
счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство.
Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя
спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
Детям нужен отец
постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом
виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья — творчество двоих.
Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они
вынуждены избавиться от мужей — пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим
мужьям были не под силу семейные заботы. Но этот процент всѐ равно
настораживает. Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в
садах и в школах значительный процент детей без родных отцов,
безотцовщину при живых отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие
— робкими, ущемлѐнными, чем — то ущербными в характере. Неполная семья —
это, как бы себя не успокаивали, беда, несчастье.
Без твѐрдого отцовского руководства мать вырастит ребѐнка изнеженным,
точно так же как и без материнской ласки, ребѐнок становиться грубым.
Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем — то
посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он
профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем
— всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца — мужество, силу воли, смелость
поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств
формирует полноценную личность.
Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень
велико. Невнимание к ребѐнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было
ответственным постом, или учѐным званием.
Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен,
чтобы помогать своим детям. На производстве отец — труженик, в семье отец
— воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от
добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив
рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только
отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные
отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение,
взаимопонимание. Теперь звание отца не даѐт гарантий: сыновнее уважение
надо заслужить. Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно.
Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет
и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаѐтся. Ребѐнку
необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты.
Трудно представить счастье ребѐнка и аморальное поведение отца или
матери. Это недопустимо и несовместимо.
Счастье семьи — это не только счастье двух людей. Это счастье для многих,
кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В такой семье
дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам, потому что в
детстве они получают необходимое количество «калорий» родительского
тепла.
Счастье — это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная
мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей.
Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.
Живой пример отца.
Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают
походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают
такие черты, как крепость духа, сила, мужская надѐжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьѐй, рыцарское
отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков
без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает
сокол», — гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к
матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей
избраннице.
— Не слушай мать, сынок: всѐ это глупости, что она тебе внушает, — замечает
отец.
Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаѐтся сыну.
Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть
обдуманным и веским. Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А.Сухомлинский советовал:
«Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной
чести ребѐнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его,
унижать.
Поведение отца — это пример не только в воспитании сына, но и в
формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском
влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их
струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен
следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а
готовилась к роли труженицы и матери.
Отец — это человек, который всѐ лучшее, чем он богат, чем одарила его
природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках,
умеет передать детям.
С уважением к вам, дорогие родители
Педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна