Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие.

И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, — воспитай своих детей.

Именно в семье формируется личность будущего труженика и гражданина.

Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребѐнка стенами

квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание — процесс

многогранный и всеобъемлющий. Всѐ, что окружает ребѐнка, — люди, вещи,

события — всѐ накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает

его. И отцовский долг — сознательно, чутко направлять это развитие.

Отцовство — экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.

Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся

отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребѐнок — большое испытание

на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство

отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещѐ

Аристотель заметил, что по — настоящему отцами мужчины становятся

позже, чем женщины — матерями.

Как ребѐнок нуждается в том, чтобы о нѐм заботились, и это даѐт ему

ощущение надѐжности и прочности мира, так и взрослый мужчина

испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого,

ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это

проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья

счастливы, есть у них чувство удовлетворѐнности. Вот почему

Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно

проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он

полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы,

бодрость.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н.М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство,

школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца

полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в

детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с

детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния

на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо

мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него

семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие

«безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо сказал

о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский:

«Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это

искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют

перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По — настоящему

счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство.

Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя

спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Детям нужен отец

постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом

виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья — творчество двоих.

Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они

вынуждены избавиться от мужей — пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим

мужьям были не под силу семейные заботы. Но этот процент всѐ равно

настораживает. Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в

садах и в школах значительный процент детей без родных отцов,

безотцовщину при живых отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие

— робкими, ущемлѐнными, чем — то ущербными в характере. Неполная семья —

это, как бы себя не успокаивали, беда, несчастье.

Без твѐрдого отцовского руководства мать вырастит ребѐнка изнеженным,

точно так же как и без материнской ласки, ребѐнок становиться грубым.

Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем — то

посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он

профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем

— всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца — мужество, силу воли, смелость

поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств

формирует полноценную личность.

Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень

велико. Невнимание к ребѐнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было

ответственным постом, или учѐным званием.

Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен,

чтобы помогать своим детям. На производстве отец — труженик, в семье отец

— воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от

добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив

рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только

отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные

отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение,

взаимопонимание. Теперь звание отца не даѐт гарантий: сыновнее уважение

надо заслужить. Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно.

Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет

и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаѐтся. Ребѐнку

необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты.

Трудно представить счастье ребѐнка и аморальное поведение отца или

матери. Это недопустимо и несовместимо.

Счастье семьи — это не только счастье двух людей. Это счастье для многих,

кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В такой семье

дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам, потому что в

детстве они получают необходимое количество «калорий» родительского

тепла.

Счастье — это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная

мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей.

Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.

Живой пример отца.

Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают

походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают

такие черты, как крепость духа, сила, мужская надѐжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьѐй, рыцарское

отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков

без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает

сокол», — гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к

матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей

избраннице.

— Не слушай мать, сынок: всѐ это глупости, что она тебе внушает, — замечает

отец.

Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаѐтся сыну.

Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть

обдуманным и веским. Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А.Сухомлинский советовал:

«Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной

чести ребѐнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его,

унижать.

Поведение отца — это пример не только в воспитании сына, но и в

формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском

влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их

струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен

следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а

готовилась к роли труженицы и матери.

Отец — это человек, который всѐ лучшее, чем он богат, чем одарила его

природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках,

умеет передать детям.

 С уважением к вам, дорогие родители

Педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна