Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

       Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения  инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются  глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и  своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

     Патриотизм – это любовь и преданность отечеству. Чувство любви к своей семье, городу, краю, восхищение своей народной культурой, интерес к национальным традициям – это и есть начало патриотизма.

     Перед нами по воспитанию патриотизма у младших дошкольников стоят следующие задачи:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— расширение представлений о своем городе;

— развитие интереса к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;

— формирование толерантности, чувства к другим народам.

     Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.       

     Любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

      Мама – самый дорогой и близкий человек. Большую работу проводим с детьми ко  Дню матери, к Международному Дню 8 марта. Проводим беседы, учим стихи, проводим праздник для мам и бабушек.

     Младшие дошкольники должны знать членов семьи, родственные отношения, в каком городе они живут, где находится их дом. Взрослые должны знакомить с объектами культурного назначения, с памятниками старины. Закреплять и расширять знания дошкольников о своих улицах, на которых они живут, об объектах социального назначения, расположенных на них.  Обращать внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Как дети могут участвовать в наведении порядка, чистоты во дворах?

     При знакомстве с родным городом надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах больших и маленьких есть много общего.                Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.                                                                                               

      Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России, Мордовии. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

      Не забудем в работе с детьми о великой русской поэзии А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.А Есенина. Пусть ухо ребенка с ранних лет приучается к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.

     У каждого народа есть свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь.                                                                  Издавна наша страна славится своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Поэтому в своей работе с детьми большое внимание уделяем формированию представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитанию уважения к ветеранам войны. Расширяем знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. В дни   празднования Дня Победы  возлагаем цветы к памятнику «Танк Т-34», воздвигнутому мордовскому народу, собравшему в годы Великой Отечественной войны средства на построение танковой колонны «Мордовский колхозник». В эти моменты дети становятся как будто старше, серьезней, ответственней.

      Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненных позиций, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

     Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.