Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок — лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.
Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.
Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.
Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.
Подбор упражнений на песке:
— «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;
— «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
— создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);
— сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;
— «просеять» песочек между пальцами;
— сделать отпечатки различных предметов формочками;
— сгрести песок ладонями в большую кучу — «муравейник» и разгрести его,
— «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;
— сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;
— «погрузить» руки в песок;
— создать рисунки на увлажненном песке;
— спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.
Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.
Цветная песочная терапия
Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.
Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.
Развивающие математические игры в песочнице
«Узор под диктовку»
(ориентирование в пространстве). Психолог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.
«Что справа, слева, сверху, снизу?»
(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.
«Числа и цифры»
Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.
«Кратчайший путь»
Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.
«Какая цифра спряталась?»
Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.
«Лабиринты»
Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.
«Геометрическая мозаика»
Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.
«Математические упражнения»
Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.
Игры по обучению грамоте с песком
«Кто спрятался»
Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.
«Написание букв, слов на песке»
(Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце).
«Веселые преобразования»
Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.
Консультацию подготовила воспитатель Бибулдина Е.В.