Консультация для родителей

Подготовила Захарова С.Н. 16.11.2023

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери
   Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. 
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.)  Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
       В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться с высказыванием Фуллера : «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни».
       Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Особенно в условиях многонационального детского сада, где наряду со здоровыми детьми есть дети с особыми образовательными потребностями.  Антуан де Сент-Экзюпери утверждал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Задача детского сада сегодня готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие…
      Развитие терпимости, предполагает формирование терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля. Нужно отметить, что эти качества не всегда можно заметить даже у взрослого человека не говоря уже о ребенке. Все эти качества только начинают зарождаться.
      Самые эффективные методы воспитания этих качеств у детей дошкольного возраста — это игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
   Одним из средств формирования толерантности служат подвижные игры, которые отражают действительность и воздействует на человека. Используя подвижные игры народов мира, можно решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.
Мы смело можем сказать, что подвижная игра позволяет эффективно разрешать воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Вот несколько интересных игр.
Игра: «Рыбалка» (игра народов севера)
Описание. Дети из одной команды делятся на 2 команды участников. На противоположном конце площадки на веревочке подвешены рыбки (бутафорские, по сигналу нужно добежать сорвать рыбку, вернуться к команде и положить в ведро. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыбы будет больше.
Игра: «Стрелок» (башкирская народная игра)
Описание. Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 — 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Игра: «Змейка» (русская народная игра)
Цель: формировать умение работать в группе, сплачивать детский коллектив, развитие моторной ловкости.
Описание. Все выстраиваются в цепочку, держась друг за друга, и закрывают глаза. Только первый ребенок («голо­ва») идет с открытыми глазами. Он ведет всех за собой по группе, детскому саду, площадке. «Голо­ва» время от времени становится «хвостом». Же­лательно, чтобы все дети в течение дня побывали «головой». Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след». Хорошо использовать в игре естественные препятствия. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий
Игра: «Конное состязание»  (казачья игра).
Описание. Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок — конь — вытягивает руки назад — вниз, второй — наездник — берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, подвешенный на стойке. Правила игры. Платок достает наездник.
Игра: «Скок-перескок» (татарская народная игра)
Описание. На игровой площадке по кругу на расстоянии 50-100 см чертятся круги по количеству участников. В них находятся дети. Водящий стоит в середине большого круга. По команде водящего: «Скок-перескок!» дети на одной ноге, двигаясь по часовой стрелке, должны, освобождая свой, перескочить в следующий круг. Водящий при этом тоже скачет на одной ноге, стараясь занять свободный круг. Если ему это удаётся, то ребёнок, не успевший занять «домик», становится водящим.
Игра: «Тюлени на островах» (игра народов севера)
Цель: снятие коммуникативных барьеров, сплочение группы.
Описание. Для игры необходимо при­готовить 5-6 обручей. Обручи раскладывают по всей площадке или спортивному залу. Воспитатель предлагает детям превратиться в «тю­леней» и поплавать «в море» между «островами» (обручами). По сигналу воспитателя каждый «тю­лень» должен выбраться на отдельный «остров». Каждый раз, пока «тюлени» плавают, воспитатель убирает один «остров». Так происходит до тех пор, пока не останется единственный «остров», на ко­тором все собираются в одну тесную компанию. Взрослый старается обнять всех детей и хвалит «дружную семью тюленей».
Игра: «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого — либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)». Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Игра:  «Сходства и различия»
Описание. Участники в группе делятся на пары и называют  схожие черты и отличающие их черты.
Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности — этим самым мы говорим о сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.