Бытует мнение, что рисование — это развлечение. Это несерьёзно. Но история показывает. Что все художники – мыслители.

Чем талантливее художник, тем больше он философ. В подтверждение этой мысли приведем слова Огюста Родена: «Искусство создано для того, чтобы человечество помнило. Для чего оно живет»

Как бы там ни было, согласитесь, что наши дети живут не в самом гармоничном мире, а современные технологии образования не помогают им обрести себя. Но вечные ценности не уходят, и мы нуждаемся в них всегда.

Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть потому. Что хотят что-то сказать нам?

Может быть, потому, что стремятся что-то в себе преодолеть и порадовать себя и окружающих?

Радость – великий дар природы. Так давайте научимся радоваться вместе с детьми, каждой линии, каждому цветовому пятну, яркому солнышку, полянке с цветами, елочке в снегу…

Радоваться новым открытиям наших детей. Их умению открывать этот мир с новых сторон.

Для этого необходимо развивать мир творчества не только в дошкольном учреждении, но и дома. В кругу семьи. Занятия изобразительным искусством с детьми в семье могут и должны носить свободный непринужденный характер. Рисование дома не ограничивается временем, оно зависит прежде всего от характера выполняемой работы, от участия в ней взрослых.

Занятия могут начинаться и по инициативе взрослых, и по инициативе ребенка, заканчиваются они по мере решения детьми творческой задачи. Здесь, с одной стороны, важно следить, чтобы ребенок не переутомлялся, с другой, чтобы он выполнил начатое до конца. Для этого необходимо поставить перед ребенком интересную задачу и поддерживать внимание к ней.

У маленького ребенка нет еще умения сосредоточенно и целенаправленно заниматься каким – то определенным делом. Начав рисовать, он бросает рисунок, не закончив его, или портит. Но это не означает неумение рисовать. Если родители посидят с малышом, помогут сыну или дочке сосредоточиться, мягко отвлекут его от игры в карандаш и бумагу, снова заинтересуют рисованием, он сможет сделать интересный рисунок, который его же самого и обрадует. Он еще не умеет что-то делать один, малыш должен обязательно рассказать кому-то из близких, что и как он будет рисовать.

Дети не чувствуют удовольствия, рисуя в одиночестве. В присутствии родителей, под их наблюдением ребенок рисует выразительно, радостно.

Большинство детей, особенно 5-7 лет, рисуют увлеченно, не отвлекаясь, могут посвящать этой деятельности все свободное время. Этот процесс творчества очень много дает детям для формирования их характера, эстетического и умственного развития.

Почему все дети рисуют?

«Все дети – художники! И это не метафора, не преувеличение и не недоразумение. Это правда!». И с ней воспитателям и родителям надо считаться.

Вот некоторые основы организации правильного процесса рисования:

1. Чтобы дети рисовали сами некоторые родители, желая побыстрее получить понятное изображение, показывают детям, как рисовать тот или иной предмет.

Не следует этого делать. Ребенок не может воспроизвести предмет так же, и часто после этого отказывается рисовать совсем, говоря: «Я так не могу», — или каждый раз требует: «Покажи!»

Даже в тех случаях, когда дети могут повторить рисунок взрослого, не нужно увлекаться показом приемов изображения. Ребята привыкнут действовать по показу и не смогут рисовать самостоятельно. Не будут искать пути передачи формы, строения, характера предмета, а лишь механически воспроизведут то. Что покажет взрослый. Утрачивается важная сторона детского рисования – непосредственное восприятие предмета или явления, отношения к нему и образная передача.

2. Чтобы дети дома могли успешно рисовать. Нужно с уважением относиться к их деятельности. Когда ребенок рисует, не следует ему мешать, отвлекать замечаниями – он не всегда может восстановить ход мысли, развитие замысла. Даже если вам кажется, что ребенок рисует неверно, не останавливайте его.

3. Для рисования и занятий творчеством нужно отвести ребенку место. Хорошо, если это место будет постоянным. Родителям необходимо внимательно следить за осанкой ребенка, правильной позой во время творчества. Свет должен падать с левой стороны. Ребенок может рисовать сидя, стоя около мольберта и очень редко лежа, если этого требует игровая ситуация.

4. Нельзя ребенку давать срисовывать картинки. При копировании ребенок лишается того творческого пути, который характеризует создание собственного рисунка. У него не созревает замысел, он не создает своих образов, не передает своего отношения к изображаемому.

Например, ребенок затрудняется в изображении предмета или явления, покажите ему картинки в книге, обратите внимание на то, как художник передал его форму и строение. Напомните характерные черты и особенности предмета или явления, образно расскажите о них.

Надо воспитывать у детей целеустремленность, умение завершать свой рисунок. Не всегда ребенок может закончить свою работу, иногда не хватает времени или он просто устал. В этом случае сохраните рисунок и предложите закончить его в другой раз. Бывает, что ребенок бросает начатую работу, объясняя это тем, что ему не хочется больше рисовать. Однако. Причины могут быть в другом: что-то не получается, что-то мешает. Надо попытаться выяснить, что затрудняет ребенка, и помочь ему разумным советом.

Если родителям не нравятся рисунки ребенка, они решают, что у ребенка нет способностей, перестают уделять внимание рисованию, не приобретают нужные для этого материалы.

Родители порой так небрежно и легкомысленно судят о рисунке малыша: «Боже мой, на что это похоже? Каляки-маляки!» или «Что ты нарисовал?» Дети бывают глубоко огорчены неуважительным отношением к их творчеству. Это может отрицательно сказаться на характере ребенка, вызвать негативные реакции, повлиять на отношение к любым другим занятиям.

Воспитатели и родители должны понять главное: благодаря творчеству дети познают себя, освобождаются от плохого и утверждают доброе, прекрасное, решают свои многочисленные важные проблемы.

Часто противопоставляют рисование игре в пользу последней. Высказывается мнение, что игра полезнее для детей дошкольного возраста, чем рисование или лепка. Это неверно. Изобразительная деятельность тоже творческий процесс, своеобразная игра, в которой активно участвует мысль ребенка, его воображение. Здесь ребенок тоже активно действует, выражая свое отношение к окружающему.

Необходимо бережно относиться к детским рисункам (завести папку для их хранения) и приучать к этому детей. Пренебрежение взрослых не только огорчает ребенка, но и может выработать отрицательное отношение к рисованию, воспитать неаккуратность. Время от времени необходимо просматривать рисунки вместе с ребенком. Это порадует его, вызовет желание рисовать на различные темы снова и снова.