Консультация для родителей.

                                                         «Чтобы подготовить человека духовно

 к самостоятельной жизни, надо ввести

 его в мир книг».

В.А. Сухомлинский

   Как часто встречаются родители, которые приходят в библиотеку с целью – найти ту необыкновенную книгу, которая легко и просто введёт ребёнка в прекрасный книжный мир. Что же такое надо почитать, чтобы на всю жизнь закрепить потребность в чтении? За этими вопросами стоит замечательное желание ответственного родителя, заботящегося о духовном формировании личности своего ребенка. Но одного этого желания мало. Этой статьёй, хочется донести до родителей значимость книги в жизни ребёнка, да и человека вообще, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век предлагает столько альтернатив ей? Кино, телевидению, визуальному компьютерному ряду вполне по силам выполнить такое важное дело, какое выполняет книга, а именно духовное и интеллектуальное развитие и обогащение человека. Ведь путь этот легок и прост, а решить задачу приобщения ребёнка к чтению может лишь каждодневный труд родителя, который шаг за шагом будет раскрывать перед ребенком красоту и глубину печатного слова.

  Как важно, начиная с первых шагов, которые делает  малыш в книжном мире, пробудить и закрепить в его душе потребность в чтении, чего он никогда не приобретет, если не будет читать и что нужно сделать, чтобы он полюбил книги.

  Первое — с чего же надо начать приобщение ребёнка к чтению? Ответ очевиден – ему надо читать вслух. Вспоминаются слова одной читательницы: «Благодаря нашим детям мы становимся читателями детской литературы и уже взрослыми глазами постигаем этот удивительно прекрасный мир». В этих словах столько любви к книге, что она обязательно перейдёт к ребёнку.

  Родителей часто интересует вопросы: «С какого возраста ребёнка можно записать в библиотеку? С какого возраста ему можно читать книги?» Да как только он начнёт осознавать предметы окружающего мира, первые книжки-картинки помогут ему постигать речь, расширять границы от знакомого к неизвестному. А дальше придут первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», в которых существует явная доминанта картинки над текстом. Я назвала лишь классические вещи, сейчас таких красочных, ярких книг очень много. Именно они нацеливают ребёнка на образное восприятие рассказанной в книге истории.


  В чём заключается неповторимая миссия книги? Я повторю, что в современном мире духовным и интеллектуальным развитием человека, кроме книги занимается и кино, и телевидение, и компьютерные технологии. Конкурируя с чтением за ежедневный культурный досуг человека, они, конечно, имеют свои положительные стороны, но готовая картинка, готовый образ, которые они нам предлагают, не развивает фантазии.

   Правда, нужно отдать должное хорошим экранизациям, интересным телевизионным передачам, которые выполняют благородное дело – возвращают читателя к книге.
  Почти каждый из нас может вспомнить разочарование по поводу экранизации прочитанной книги. Здесь вступает в противоречие Ваше собственное восприятие с восприятием авторов фильма.  Можно сказать, что во время чтения, автор выступает в роли заказчика картины, которую в своём воображении рисует художник – читатель. И в этом смысле, мы являемся соавтором писателя, когда читаем его произведения. Развивая нашу фантазию, книга делает нас творцами. Значит без книги, без чтения одухотворённую личность, способную заниматься творчеством, да и просто интересную личность вырастить невозможно.

   В настоящее время, мы рано обучаем наших детей чтению, практически все они до школы умеют читать. Вспоминаются строки поэта В. Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать…

   Да, дорогие родители, за эти годы мы подустали (чтение вслух дело нелёгкое, да и времени отнимает много), может правда детишкам нашим надо дать полную самостоятельность, пусть читают сами, раз научились. Ведь им так нравилось слушать чтение вслух, значит, книги они полюбили, и цели своей — приобщение ребёнка к чтению, мы достигли. Но, к сожалению, очень часто дети отстраняются от чтения. Почему?

  Представьте себе, что Вы жили в прекрасном, интереснейшем мире, который Вам открывали Ваши родители чтением вслух. Войти в этот мир было легко и просто, никаких усилий не требовалось для этого. Но, когда семилетний первоклассник остаётся один на один с текстом, с ещё слабой техникой чтения, лёгкость и простота улетучивается. И вместо того, что бы окрылённая фантазия начала свой полёт, перед его глазами возникает огромнейший частокол из буквенных знаков и нарушает готовую начаться сказку. Конечно, без самого чтения освоить технику чтения не возможно, но это процесс длительный, Есть дети, которые проходят его быстрее других, но многим нужно несколько лет на то, что бы этот проклятый буквенный частокол исчез, и душа ребёнка наполнилась невероятной легкостью восприятия книги, которую он испытывал, когда вы читали ему вслух.


  Будете или не будете Вы продолжать чтение вслух, решать Вам, но говорить о книгах, делиться прочитанным не только с детьми, но и со всеми членами семьи должно быть нормой Вашей жизни. Если мы, заставляя читать наших детей, не читаем сами — грош цена нашим усилиям. Это, как в любом деле — личный пример заразителен.

  Другой не менее важный вопрос, встающий перед родителями – как, проснувшийся к книге интерес закрепить, как не затушить его в море сложной, непонятной литературы? Первое, что мы делаем – начинаем искать самые интересные книги, так как понимаем – будет книга скучна и интерес пропадёт. Порой, мы начинаем копаться в собственном детстве и выбирать книги, которые когда-то привели нас в восторг и вдруг обнаруживаем, что наши дети восторга то этого и не разделяют.

  К сожалению, мы забываем о том, что интересы у нас у всех разные и восприятие неодинаково, как у взрослых, так и у детей. Я хочу привести замечательные слова поэта Калила Джибрана: «Ваши дети – это не ваши дети. Они сыновья и дочери самой жизни… Вы можете дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть собственные мысли,… Вы можете дать кров их телам, но не их душам, потому что их души живут в завтрашнем дне, который Вы не можете посетить даже в Ваших мечтах». Мы забываем, что каждое поколение имеет свою эпоху, свои приоритеты, свои ориентиры, что на смену «Человеку амфибии» пришёл «Гарри Поттер». «А как же классика?» – спросите Вы. Нет, она никуда не уйдет, просто она сложнее. И вот здесь Ваша помощь неоценима – читайте классические произведения Вашему ребёнку вслух. Он, вероятно, это никогда не прочтёт сам, но знать об этом, благодаря Вам будет.

   Без классической литературы воспитание культурной личности невозможно, но восприятие этой литературы требует труда, душевных усилий. Может сейчас Ваш ребёнок чего-то не понял, до чего-то не дорос. И если, спустя энное количество лет после окончания школы, Ваш уже взрослый сын или дочь откроют «Преступление и наказание» и поймут, что это оказывается очень интересно, значит фундамент чтения, заложенный Вами в их детстве, был заложен правильно.

                                              Подготовила воспитатель дс№167 Ануфриева И.Н.