Психолого – педагогические технологии

В свою  психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка.

Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по нескольким направлениям:

-психологическая диагностика;

-развивающая и коррекционная работа с детьми;

-психологическая профилактика;

-консультативная работа.

Диагностику я провожу индивидуально или в групповом режиме, также по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как : наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент, применяю стандартизированные методики на коррекцию  психических процессов, а также проективные методики. При диагностировании учитываю индивидуальные и возрастные особенности дошкольника.

По результатам диагностики я получаю информацию об уровне психологического развития детей, выявляю индивидуальные особенности и проблемы участников воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываю рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Значительную часть в деятельности педагога-психолога занимает  развивающая и коррекционная работа. Коррекционно – развивающую работу я провожу в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психическогоразвития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

игровая терапия;

-арт-терапия;

-куклотерапия;

-песочная терапия;

психогимнастика;

-релаксационные упражнения; 

— игры по сенсорному развитию, моторики и тактильной чувствительности.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработкиполученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Сначала я использую отдельные игровые моменты, которые очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Это такие игры, как «Хоровод», «Догонялки», «Озорные мышата» и т. д.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Я использую комплексные игровые технологии разной целевой направленности, которые помогают мне подготовить ребенка к школе.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается  психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

Можно использовать следующие методические приемы:

-рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;

-отгадывание сюжета или персонажей;

-превращение в сказку любой жизненной истории;

-сочинение сказки экспромтом.

В своей работе я широко использую технологию  куклотерапии для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения. На занятии любимая игрушка ребенка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для него, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение у ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.).

Таким образомтехнология куклотерапии помогает детям достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей).

Все игры по песочной терапии делятся на три направления:

— обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.

— познавательные игры – с их помощью я помогаю познать всю многогранность нашего мира.

— проективные игры – с их помощью я осуществляю коррекцию в развитии ребенка.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятие психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, помогает сконцентрировать внимание. С этой целью в работе с детьми я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры.

Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений я подбираю музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы: шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц и т. д. или просто какой-то легкий ненавязчивый мотив.

В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.

Таким образом,  психогимнастическое  упражнение использует механизм психофизического функционального единства.  Психогимнастика  помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. Для реализации этой цели я подбираю стендовую информацию об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах; разрабатываю памятки для родителей; провожу лекции и беседы с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителей; выступаю на родительских собраниях; провожу тренинги для педагогов и родителей.

Консультативную помощь оказываю родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организую в ДОУ следующими способами:

-по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения;

-по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей; по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния;

-активную консультативную помощь оказываю родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ

Итогом психологического консультирования являются рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы.

Все используемые мною технологиипозволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

Составила

педагог-психолог МАДОУ ЦРР — Д/с № 167

Варламова Наталья Борисовна