Развитие коммуникативных навыков – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет, не бояться вступать в контакты с взрослыми и сверстниками.
Важно, чтобы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми, и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе». В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал, проехаться в общественном транспорте.
В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации.
Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома, окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит того же ждать от педагога ли сверстников. Просите малыша сообщать о своих желающих словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя дразнят или критикуют. Готовьте его к тому, что он мостив целом, а конкретно может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его , вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка , тогда на замечание или на не слишком высокую оценку педагога ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
Будьте внимательны к эмоциональному состоянию вашего ребенка. Проявляйте искреннее внимание к его проблемам. Разделяйте с ним его радости и огорчения.
Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Рассматривайте вместе с ребенком семейный альбом, обсуждайте прочитанное и увиденное. Укрепляйте доверие ребенка к себе, пусть он привыкает делиться с вами своими проблемами и встречает не осуждение, а понимание, поддержку.
Нацеливайте своего ребенка на добрые поступки, формируйте привычку заботиться о членах семьи, помогать, оказывать знаки внимания близким (поздравить с днем рождения, позвонить бабушке, помочь маме и др. ) Будьте в этом примером для своих детей.
Проводите больше времени с детьми и они засияют!!!
C уважением,
педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна