Развитие  коммуникативных навыков – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные  нормы, принятые в обществе, где  он  живет, не бояться вступать в контакты с взрослыми и сверстниками.

Важно, чтобы  у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми, и детьми.  Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении  новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе». В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал, проехаться в общественном  транспорте.               

В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы  понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации.

Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома, окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит того же ждать от педагога ли сверстников. Просите  малыша сообщать о своих желающих словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

Не секрет, что не всегда окружающие  доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя дразнят или критикуют. Готовьте  его к тому, что он мостив целом, а конкретно может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт похвалы и порицания.  Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его , вы даете оценку не его личности  в целом, а конкретному поступку. Если выработана достаточно устойчивая положительная  самооценка , тогда на замечание или на не слишком  высокую оценку педагога ребенок не обидится, а постарается  что-то  изменить.           

Будьте внимательны к эмоциональному состоянию вашего ребенка. Проявляйте искреннее внимание  к его проблемам.  Разделяйте  с ним  его радости и огорчения.

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях.  Рассматривайте вместе с ребенком семейный альбом, обсуждайте прочитанное и увиденное. Укрепляйте  доверие ребенка к себе, пусть он привыкает делиться с вами своими проблемами и встречает не осуждение, а понимание, поддержку. 

Нацеливайте своего ребенка на добрые поступки, формируйте привычку заботиться  о членах семьи, помогать, оказывать знаки внимания близким (поздравить с днем рождения, позвонить бабушке, помочь маме и др. )  Будьте в этом примером для своих детей.

Проводите больше времени с детьми и они засияют!!!

                                         C уважением,

педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна