Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.

Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу, смена времен года – все в этом мире ритмично.

Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка.

Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! А если чувство ритма является врождённым, то оно просто не может отсутствовать, а может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала.

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

Что же такое ритм?

Ритм — чередование каких-либо элементов (например, звуковых или речевых, происходящее с определённой последовательностью, частотой.

Ритмом в музыке называют чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и пауз.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.

Развитие чувства ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача – научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимание, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.

Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка.

Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, более осознанно различают звучания различных музыкальных инструментов. У детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально — ритмических движений, а также более чётко воспроизводят ритм на музыкальных инструментах и сочетают его с пением.

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для детей в музыке. Внешний вид и необычность инструмента – это главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к игре, а через нее – к простейшей импровизации.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

Дети с развитым чувством ритма лидируют в музыкальном воспитании: они ритмично двигаются, танцуют в такт музыки, поют вместе с музыкальным сопровождением, не отставая и не опережая его, уверенней читают стихи, играют в оркестре на музыкальных инструментах индивидуальные партии.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети с первого раза могут повторить ритмический рисунок, легко подбирают различные попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий».

Консультацию подготовила музыкальный руководитель Артёменко А.В.