12.01.2024 учитель-логопед Луценко О.А.

Фонематический слух — это умение ребёнка правильно слышать и различать речевые звуки.

Умение слышать каждый звук в слове и отделять его от рядом стоящего, знание из каких звуков состоит слово — это всё, необходимо не только для овладения устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно заметить, что ребёнок «не так слышит слова» и повторяет их с ошибками.

Что делать если заметили ошибки в речи у ребенка:

  • Обратиться к логопеду
  • Играть с ребенком вне занятий  (в транспорте, дома, на детской площадке, магазине и т.д.)

Игры для развития слухового внимания:

  • «Какие звуки нарушают тишину» — помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом называть их (скрипнула дверь и пр.). Можно придумывать различные задания: сгруппировать звуки по их громкости (назови самые тихие); за определенное время назвать наибольшее количество звуков; угадать «что звучит» (в какой комнате работает телевизор, скрипнула дверь или паркет и др.)
  • «Назови звуки леса, улицы и пр.» — вспоминаем (например, после прогулки по парку) какие звуки слышали.
  •  «Жмурки с колокольчиком» — с завязанными глазами нужно найти источник звука.

Игры для развития фонематического слуха

  • — «Эхо» — взрослый обсуждает с ребенком что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Делаем вывод – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. Играем в эхо следующим образом – сначала называются по очереди несколько простых слогов (ау, ао), а потом переходят к повторению более сложных (па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка). Нужно следить за тем, чтобы ребенок в точности воспроизводил звуковой ряд. Постепенно можно переходить к словам и стихотворным строчкам.
  • — «Перевозим грузы» — в игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на тот же звук. Пункт назначения тоже должен называться на тот же звук, например: {м} перевозит мыло в магазин.
  • — «Путаница» — взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает как их исправить. Например: «Русская красавица своей козою славится», «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку», «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку» и пр.
  • — «Третий лишний» — ориентируясь на начало слова, нужно найти лишнее (зуб, зонт, суп).
  • — «Цепочка» — называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

Уделяя дома, внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

С заботой, Ваш логопед Луценко Ольга Анатольевна