В понятии «школьная зрелость» (или готовность к школе) традиционно выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый из них.
Интеллектуальная зрелость предполагает определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка. Для их диагностики существуют целые комплексы психологических методик, но их применение требует определённых знаний и навыков. Поэтому предлагаем Вам самостоятельно определить степень развития этих способностей, пронаблюдав за деятельностью вашего сына или дочери.
Итак, будущий первоклассник должен иметь:
☺ достаточно развитое восприятие – уметь выделить фигуру из фона, определять контуры отдельных фигур среди нескольких наложенных друг на друга изображений, отличать близкие, но не тождественные фигуры;
☺ достаточно высокий уровень развития внимания – уметь концентрировать свое внимание на выполняемом задании хотя бы 10 – 15 минут, даже если оно ему не совсем по душе;
☺ довольно развитые тонкие движения рук (мелкая моторика) и координацию своих действий – ребенок должен уметь уверенно работать ножницами и карандашами, проводимые линии должны быть четкими, прямыми (конечно, не такими, как у взрослых, но и не дрожащим зигзагом), он уже должен уметь похоже повторить образец, предложенного узора или рисунка, делить этот образец на части (ориентируясь в пространстве по критериям «право — лево», «верх — низ»);
☺ объем памяти, достаточный для запоминания с первого раза инструкции к заданию и удержания ее в процессе всего выполнения заданий;
☺ хорошо развитое наглядно-образное мышление — уметь создавать законченные узнаваемые образы из конструктора, поделочных материалов, мозаики, в собственном рисунке;
☺ основы словесно логического мышления – дети к 6 годам должны уметь выделять существенные признаки предмета, проводит несложные логические размышления (например, устанавливать последовательность событий), сравнивать предметы, делать выводы, выявлять зависимость между понятиями, строить предложения по аналогии с образцом, делать обобщения (например, объединяя одним словом «транспорт» автобус, трамвай и грузовик) и на основе усвоенных обобщений осуществлять классификацию;
☺ сформированные операции мышления, такие, как анализ и синтез – ребенок должен уметь проанализировать закономерности в ряду явлений (знаков, символов), выделять отдельные составные части в предмете (слове, числе), а также, наоборот, из отдельных составляющих создать общую картину (слово, схему);
☺ определенный запас знаний о себе, своих близких, окружающем мире –предполагается, что 6-летние дети прочно усвоили свою фамилию, имя, отчество, день рождения, адрес, полные имена родителей, род их занятий и т.п., а также владеют достаточными знаниями о мире (имеют представление о разных животных и растениях, их отличия друг от друга по видам, о существовании разных стран и городов и т.п.).
☺ эмоциональная зрелость ребенка предполагает, что у него уже формируется такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал или не думал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересные задания. К началу систематического обучения дети должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может перевесить «хочу»).
Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями.
Понаблюдайте за деятельностью вашего сына или дочери,
например за совместной с взрослыми игрой. Проявляет ли ребенок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что — то не получается? Проявляет ли он чрезмерные эмоции (крик, плач, обиды на более удачливых игроков), если проигрывает?
Не менее всего вышесказанного важна и социальная зрелость ребенка. Это неоднозначное понятие. Оно включает в себя одновременно несколько показателей личностной готовности к школе:
☺ умение и желание общаться со сверстниками. Мы можем говорить о наличии этого свойства, если ребенок стремиться к общению с другими детьми, умеет подчинять своё поведение законам детской группы и правилам игры, имеет опыт приемлемого (без насильственных действий) решения конфликтов и т.д.
☺ умение строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения.
Нормально развивающийся ребенок должен понимать, что со взрослыми в школе (и других общественных учреждениях) нужно вести себя не так, как с родителями, бабушкой, дядей или другом отца. Первоклассник должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогами (обращаться на «Вы», не стремиться к излишнему тактильному контакту, использовать лексику, допустимую для общения со взрослыми и т.п.). Девочки и мальчики 6 лет должны понимать условность ситуации обучения, где есть роли ученика и учителя, и даже если учитель шутит или играет с детьми, то им все равно не следует выходить за рамки свое роли ученика.
☺ мотивационная готовность к школьному обучению – иными словами у ребенка должно быть желание учиться в школе. При этом полагается, что Ваш сын или дочь хотят ходить в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако Вы можете быть уверены в том, что Ваш ребенок достиг личностной зрелости (и действительно необходимых для учебы мотивов) только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получать новые знания, умения и навыки, реализовывать интеллектуальную активность,
а во-вторых, потребность в новом социальном статусе – желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.
Кроме всех рассмотренных свойств нужно учитывать также здоровье ребенка.
Если у него выявлены какие-либо хронические заболевания, или он относится к часто болеющим детям (с ослабленным иммунитетом), то стоит ещё раз задуматься о своевременности решения пойти в школу. В этих случаях желательно посоветоваться с врачом, так как нельзя забывать о том, что адаптация к школе даже хорошо подготовленного к ней первоклассника – это процесс, вызывающий напряжение практически всех систем организма, что приводит к частым заболеваниям в начале учебного года среди детей.
на сайт разместила Бандукова З.Р