УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Насупило долгожданное лето, кто-то продолжает посещать детский садик, кто-то уже уехал отдыхать на дачу или море. Убедительная просьба, закрепляйте в течение лета пройденный материал,
повторяйте упражнения по моторике и артикуляционную гимнастику.

Наблюдайте с детьми за различными природными явлениями (дождь, град, молния, туман, радуга, роса и др.) Подбирать к словам признаки и действия (Дождь – что делает? – идет, льет, капает, моросит, … . Радуга – какая? – яркая, разноцветная, сверкающая, радостная, … .) В этом вам могут помочь народные заклички, приговорки и детские стихи. Например, такие:

Какой дождь?
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, спорый,
Сонный, медленный и скорый.
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще и грозовой,
Радужный, полосовой.
Параллелями и в сетку,
А при ветре – даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
Рассматривать и называть различные цветы (луговые садовые, полевые), ягоды (садовые и лесные), грибы (съедобные и несъедобные), деревья и кустарники (садовые, лесные и городские), насекомых, птиц. Описывать их, сравнивать по цвету, форме, запаху и вкусу. Подбирать признаки и действия. (Стрекоза – что делает? – летит, кружится, садится, опускается, … .Ландыш – какой? – красивый, белый, ароматный, душистый, … .)
Читать сказки, короткие рассказы, истории с последующим пересказом.
Читать и заучивать стихи.
Развивать мелкую моторику:

  • лепить из пластилина,
  • играть с мелкими игрушками (мозаики, конструкторы),
    -раскрашивать,
    — обводить узоры по точкам с последующим самостоятельным продолжением,
  • рисовать узоры по клеточкам      и т.п.
    Лето. Цветы.

Родителям рекомендуется:
Поговорить с ребенком о том, какое время года наступит после весны, что происходит в природе с наступление лета (с растениями, с животными, изменения в неживой природе).
Вспомнить названия всех летних месяцев.
Рассмотреть цветочные растения и их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинках, иллюстрациях и в природе). Обратить внимание на цвет и запах (аромат) цветов.
Объясните детям, что такое луг и сад, их различие и сходство.
Рассказать, что есть цветы, которые растут в саду (садовые): нарцисс, гвоздика, пион, астра, роза, тюльпан, … . Есть цветы, которые растут на полянках (полевые): мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, колокольчик, ландыш, незабудка, …  Объяснить, что полевые цветы вырастают сами, их не растит человек.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение «Подбери признак»
Лето (какое?) —  жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.
Цветок (какой?) — красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивый, теплолюбивый.
Солнце (какое?) — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.

Упражнение «Подбери действие»
Люди летом (что делают?) – отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.
Цветы (что делают?) — растут, цветут, пахнут, расцветают, распускаются, вянут.
Люди с цветами (что делают?) – выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, срезают, любуются, рвут, срезают, нюхают, рисуют.

Упражнение «Один — много»
Цветок — много цветов, ландыш — много … , мак- много… , колокольчик — много … , ромашка — много … , одуванчик — много … , незабудка — много … , василёк — много … .

Игра «Скажи — какой?» на образование прилагательных
Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) — цветок садовый, в поле — полевой, на лугу – луговой, в лесу — лесной, растёт весной – весенний, растёт в комнате — комнатный, растёт летом — летний, лечит болезни — лечебный, растёт много лет — многолетний, одно лето — однолетний, растёт для декора — декоративный, приносит пользу – полезный.

Игра «Скажи — какой» на образование причастий 
Цветок растёт, он (какой?) — растущий, цветёт — цветущий, вянет – вянущий, пахнет – пахнущий, радует — радующий.

Упражнение «Подбери слово»
Весной тепло, а летом еще … (теплее).
Весной солнце светит ярко, а летом еще… .
Весной птицы поют звонко, а летом еще… .
Утром светло, а днем еще… .
Вечером темно, а ночью еще… .

Мир природы. Насекомые.

Родителям рекомендуется:
Вспомнить и назвать насекомых (пчела, шмель, муравей, стрекоза, муха, комар, бабочка, жук). Назвать части тела насекомых (голова, усики, грудь, брюшко, лапки, крылышки).
Во время прогулки в парке понаблюдать за насекомыми (внешний вид, особенности поведения).
Ответить на вопросы:

  • Сколько лапок у насекомых?   Паук – это насекомое?
  • Какую пользу приносят насекомые?
  • Зачем нужны вредные насекомые (муха, комар)?
  • Где живут насекомые, у кого из них есть домики? (пчелы – в улье, муравьи – в муравейнике, жуки – на деревьях, стрекозы – у водоемов)

Упражнения на развитие речи:

Закончить предложение (следить за правильным произношением падежных окончаний)
Муравей сидел около …                                    Муха села на …
Божья коровка ползла по …                              Бабочка опустилась на …
Жук спрятался под …                                        Гусеница ползет по …

Игра «Один – много – улетели». Изменить слова по образцу:
Оса – осы – нет ос. Пчела – пчёлы – нет … . Муха — … . Муравей — … . Шмель — … . Жук — … . Комар — … . Кузнечик — … . Стрекоза — … .Бабочка — … .

Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Комар — комарик. Муха — мушка. Муравей — муравьишка, муравейка, муравлик, муравушка.
И т.д.

Упражнение «Бывает — не бывает» 
на понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.

Рекомендаций для родителей на лето!
Сколько дней в неделе?
2.Назови третий день недели.
3.Назови самые теплые месяцы.
4.Сколько времен года вы знаете?
5.Сколько солнышек на небе?
6.Назови пятый день недели.
7.Сколько месяцев в году?
8.Назови осенние месяцы.
9.Как называется геометрическая фигура без углов?
10.У какой геометрической фигуры меньше всех углов?
Вопросы:
Если стол выше стула, то стул…?
Дети: Ниже стола.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Дети: короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
Дети: Младше сестры.

Математические задачи
1.Пять лисят песок копают.
Три на солнце загорают
Два купаются в золе
Сколько всех, скажите мне. (10)

2.Пять индюков купили сапоги
Сосчитать их помоги. (10)

3.На дереве сидят 4 птицы:
2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2)

Решение примеров со звёздочкой: знаки + и -, < >
7 * 3 = 10 6 7
5 *3= 8 9 4
5 * 4 = 9 1 3
10 * 4 = 6 9 6
6 2 = 4 5 8 8 3 = 5 3 1

Заучите с ребенком физкультминутку
По утрам всех солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде раз.
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон,
И два – наклон
Зашумел листвою клён
(Наклоняемся вперёд, руки в стороны)
Ветер дует, задувает
Нашу мельницу вращает.
(Вдох через нос, руки через стороны вверх. Руки опускаем – выдох).

Задуманное число.
Родитель:
загадывает число, если к этому числу прибавить 1, то получится 10.
Какое число я загадал? (9). И.т.д.
Какое сейчас время года?
Родитель зачитывает стихотворение, а ребенок подбирает подходящее слово.
В году четыре времени,
И все они дружны.
Эти четыре времени
Ребята знать должны!
Зимой год начинается
Всё снегом покрывается,
Весною продолжается
Листочки появляются.
Летом солнце греет
И листья зеленеют.
Осенью листва желтеет,
Ветер сорвёт её
И по полям развеет.
А после осени опять
Зима год будет продолжать.
Ребенок должен назвать четыре времени года.