ЦЕЛЬ:     оптимизация     детско-родительских                     отношений                     в                      семьях, имеющих агрессивного ребенка.

ЗАДАЧИ:

Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивности. Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;

Сформировать и закрепить эффективные навыки взаимодействия с агрессивными детьми.

Сформировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

ФОРМА   РАБОТЫ:

  • Практикум
  • Лекции
  • Групповая работа

СОСТАВ   УЧАСТНИКОВ:

Родители воспитанников и учащихся ОУ;

Оптимальное количество участников на занятии – 6-10 человек; Один тренер – ведущих.

РЕЖИМ   РАБОТЫ:

1 занятие продолжительностью 2 часа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мягкий (поролоновый) мяч, который можно заменить мягкой игрушкой, мячик резиновый, колокольчик (или другой сигнальный инструмент), ватман, фломастеры, цветные карандаши, булавки, бумага для бейджиков.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Знакомство. «Приветствие».
  • Принятие правил работы в группе.
  • Упражнение «Пожелание».
  • Мини – лекция «Что такое тревожность».
  • Упражнение «Портрет тревожного ребенка».
  • Упражнение «Комфорт».
  • Мини – лекция «Как помочь тревожному ребенку».
  • Упражнение «Царская семья».
  • Мини – лекция «Работа с родителями тревожного ребёнка».
  1. Практическое задание.
  1. Упражнение на релаксацию.
  1. Упражнение «Я – Алла Пугачева».
  1. Упражнение «Прямой эфир».
  1. Обратная связь.
  1. Приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего семинара «Агрессия детей: ее причины и предупреждение». Именно об этом я хочу сегодня поговорить. Возраст проявления агрессии очень помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и маленькие дети. С чем это

связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

  1. Приветствие.

Цель: настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.

Игра «Пожелания».

«Здравствуйте. Нашу сегодняшнюю встречу, предлагая начать с игры. Каждый из вас по-очереди будет вставать и произносить какую – либо фразу, обращенную ко всем остальным или вы можете использовать любой приветственный жест».

  • Выбор формы обращения.

«В тренингах существуют разные формы обращения (ты, вы, имя, имя — отчество). Если вы не возражаете, то я бы вам предложила обращение по имени и на

«Вы».

  • Основные правила проведения тренинга.

«Как и в любой деятельности в тренингах существуют определенные правила, которые я бы хотела, чтобы мы с вами соблюдали:

  • Приходить вовремя;
    • Один говорит – все слушают;
    • Быть активными;
    • Постоянно участвовать в работе;
    • Выступать без критики;
    • Правило «стоп», если человек не хочет принимать участие в данный момент.
  • Упражнение «Продолжи предложение».

«Для того, чтобы нам с вами еще раз познакомиться, предлагаю вам продолжить три предложения:

-Меня зовут…

-Больше всего мне нравится…

-Мне бы хотелось…»

(каждому родителю раздаются листочки с предложениями).

  • Мини — лекция «Что такое агрессивность?».

Для начала мы с вами должны определиться с понятиями «агрессия» и

«агрессивность».(слайд 14-16)

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормами правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам

(одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности). (псих.сл.).

Агрессия – это действия, а агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, т.е. готовность к совершению действий.

В социальной среде уровень агрессивности определяется нормами, требованиями, установками. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба – это

всегда более или менее выраженная борьба за власть, а значит, в той или иной степени и проявление агрессии.

  • Если агрессия проявляется редко, то не надо проводить коррекцию — это защита, адаптация.
  • НЕ следует путать агрессивность с проявлениями возрастных кризисов. Часто бывает, что все, чем не довольны родители- признаки возрастного кризиса (3-х, 7-ми, 13 лет). Надо просто пересмотреть свою позицию.

Возрастные особенности агрессивных детей.

ВозрастОсобенности поведения и взаимодействия
Дош.возрастЧасто дети стараются занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов, т.к. коммуникатив. навыки развиты плохо, процессы возбуждения доминируют, моральные нормы не сформированы. Мальчики –дерутся, те которые имеют отца более агрессивны. Девочки- визжат. Легко и быстро возникает агрессия у детей с органич. пораж. ГМ,соц.запущенных, отвергаемых родит, УО.
Старш. дош. возрастУстраивают потасовки. Им не хватает тактильных контактов. Их в этом возрасте недолюбили, недоласкали
Школьный возрастС возрастом приобретает выраженную окраску. Дети признают свою агрессивность. Ярко проявляются половозрастные различия: у мальчиков доминирует физич. агрессия и негативизм; у девочек к 15-17 увеличивается вербальная агрессия (это кризис, это норма), к 15 г.- усиление косвенной агрессии. Факторы способствующие росту агрессивности у подростков: эндокринный взрыв, резкое нарастание тестостерона (глав. образом у мальчиков);органич. пораж.ГМ-травмы, менингтиы и т.п.;отношение взрослых- школы, главное, родителей.
Младш. Шк. возрастДети шизоидные, тревожные, сензитивные могут подражать героям книг, фильмов, копировать агрессивное поведение любимых героев, вот почему небезопасны некоторые фильмы.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

Название типа агрессииРекомендации
1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.   Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивнымиНеобходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим – сверстникам, взрослым и ко всему живому
2. Агрессивно-обидчивый и истоща-емый ребенок.   Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведениеПомогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен
3. Агрессивный ребенок с оппозиционно- вызывающим поведением.   Если ребенок часто грубит, но не все   м, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведениеПопытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него
4. Агрессивно-боязливый ребенок.   Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения»Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного
5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.   Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. ПричиныСтарайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное
могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больносостояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность за свое агрессивное поведение («отрабатывать»): «А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и т. п.

Основными причинами проявления детской агрессивности являются:

  • Стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • Стремление получить желанный результат;
  • Стремление быть главным;
  • Защита и месть;
  • Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную или завышенную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками.
  • Игра «Традиции».

Цель: сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы, создать доверительную атмосферу.

Инструкция: «В нашем городе есть традиция: все жители города в полдень собираются на площади и гуляют там. Если жители слышат 1 хлопок в ладоши, то

здороваются друг с другом за руку и говорят своё имя; 2 хлопка – обнимают за плечи и прогуливаются вместе; если звенит колокольчик – кивают друг другу и говорят приветственные слова».

(сопровождает игру музыка).

  • Упражнение теста-игры «Какой Вы родитель?».

Родители отвечают на фразы те, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми. На основании ключа проставляют баллы, подсчитывают сумму баллов, читают вывод. (приложение №1). (слайд 17-18)

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегии воспитанияКонкретные примеры стратегииСтиль поведения ребенкаПочему ребенок так поступает
Резкое«Прекрати!»,АгрессивныйРебенок копирует родителей
подавление агрессивного поведения ребенка«Не смей так говорить» Родители наказывают ребенка(ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте)и учится у них агрессивным формам поведения
Игнорирование агрессивных вспышек ребенкаРодители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще малАгрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно)Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера
Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другимЕсли родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуацияхСкорее всего, ребенок научиться управлять своим гневомРебенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей
  • Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».

Цель: выявить уровень агрессивности ребенка по заданным критериям. Работа в подгруппах.(общее обсуждение)

Группа делится на 1-3 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка

«Портрет ,,особого” ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей.                                                                                    Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем

каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение. (приложение №2).

  • Упражнение «Особенности агрессивного ребенка».

Цель: определить характерные особенности агрессивного ребенка.

На каждого человека выдаются критерии выявления агрессивности ребенка. (приложение №3, 4).

  1. Упражнение – энергизатор «Булочка с изюмом».

Выбирается человек, который будет играть роль изюма, все остальные

участники — тесто, они выстраиваются в шеренгу и берутся за руки. «Изюм» стоит на месте, «тесто» оборачивается вокруг него. Затем снаружи «булочка» обвязывается веревочкой. Задача участников – пройти от одного угла кабинета до другого и в это время каждый должен сказать по одной фразе о себе. После этого все участники

садятся на места и называют по памяти, что говорил каждый участник.

  1. Упражнения «Как помочь агрессивному ребенку»

Основные направления работы с агрессивными детьми:

  1. обучение детей выражению гнева в приемлемой форме
  2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. формирование таких личностных качеств, как эмпатия (способность сопереживать), доверие и др.
  5. развитие коммуникативных навыков.

Причины появления агрессии у детей и методы её коррекции

ПричинаМетод коррекции
Недостаток двигательной активности, физической нагрузкиПодвижные игры, спортивные эстафеты
Гипоопека, неприятие родителямиСовместная деятельность, Налаживание эмоционального контакта с ребёнком
Повышенная тревожность, страх нападения со стороны родителейПрекратить любые физические наказания, оскорбления, унижения Наладить с ребёнком эмоциональный контакт
Усвоения манеры агрессивного поведения родителей, как эталонаБеседа с родителями, рекомендации в родительский уголок
Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)Препятствовать появлению таких игрушек Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок Ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц Перевод драк в конструктивное русло
Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыковПодвижные, сюжетно — ролевые игры на понимание эмоционального состояния
Внутренняя неудовлетворённость ребёнком своего положения в группе сверстников, отсутствие внимания,Включение ребёнка в коллективные игры на эмоциональное общение и сближение Вовлечение в совместную деятельность
особенно если ему присуще стремление к лидерствугде могут раскрыться его достоинства

Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности:

  • Игра (с детьми мл. возраста).
  • Творческое самовыражение (рисование, конструирование и др.)
  • Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность ( труд, общественная работа, социальная работа и пр.)
  • Сублимирование агрессии в спорт: командные виды спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующие навыки сотрудничества. Нежелательны- бокс, карате и т.п.
  • Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
  1. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе».

Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом, и сердит грозным голосом, трижды выкрикивают текс своей скороговорки. После этого  продолжают молча ходить по комнате, до

следующий встречи. (приложение № 5)

Обсуждение. Участники отвечают на вопросы тренер «Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени

освободиться от своих отрицательных эмоций?» «Наблюдал ли каждый из участников эффект «катарсиса» на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной

ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев другой форме? Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участники, не выдерживал инструкции «говорить грозным голосом», начинают улыбаться и смеяться.

  1. Упражнение «работа с гневом».

Группа делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список

способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его,

перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике. (приложение № 6).

  1. Упражнение « Мир глазами агрессивного ребенка».

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6—8 человек. Содержание:

Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные

участники могут предполагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто — то

рассказал тебе про меня гадость…» и т. д.

После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они

чувствовали, какая роль им ближе: роль агрессивного человека или « невинной

жертвы». Бывали ли они когда – то в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, были, возможно, были не намерены их выполнить.

  1. Упражнение «Рисуют дети».

Цель: научить отмечать агрессивные тенденции в рисовании детей. Презентация рисунка. Обсуждение.

  1. Упражнение Техника визуализации.

Цель: успокоение, расслабление и улучшение настроения

«Сядьте удобнее, закройте глаза и попробуйте сконцентрироваться на своем дыхании и моих словах. Попробуйте в своем воображении вызвать зрительный образ того, о чем я вам буду говорить. Если бы будете чувствовать, что мысли начинают блуждать, не пытайтесь бороться с этим — все должно происходить как бы само собой, мысли могут приходить и уходить, это вполне нормально.

Сначала обратите внимание на свое дыхание. Почувствуйте, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие. Сосредоточьтесь на дыхании (пауза 30 секунд). Глубокий вдох и плавный выдох.

Спокойная музыка «шум прибоя».

«Прогулка на теплоходе».

Представьте, что вы находитесь на борту красивого современного белого теплохода. На борту этого лайнера вам предстоит путешествие по самому сказочному, теплоходу, бескрайнему и безопасному морю на Земле. Вы поднимаетесь по трапу и с каждым шагом чувствуете, как приближается приятное таинственное долгожданное путешествие. Вы ходите по кораблю, поднимаетесь на самую верхнюю палубу. Вы

чувствуете, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Вы вдыхаете

солоноватый запах моря. Солнце своими теплыми лучами окутывает ваше тело. Этой энергией солнца наполняется каждая клеточка вашего тела. Уходят напряжение и

скованность. Движения становятся медленными, ленивыми. Вы поднимаетесь к борту теплохода, смотрите, как медленно удаляется берег, он становится все меньше и

меньше. Вместе с ним остались ваши невзгоды, плохое настроение, однообразие, усталость.

Вы поворачиваете голову в сторону моря и понимаете, что сейчас вас ничего не беспокоит. С каждым вдохом вам становится легче, душа наполняется чувством радости и беззаботности.

На раз, два, три медленно открываем глаза…»

-Что вы чувствовали?

-Какие ощущения испытывали?

  1. Обратная связь.

Заполнение анкеты.

-Спасибо за плодотворную работу, надеюсь на дальнейшее сотрудничество. До следующей встречи!

Приложение №1.

Тест – игра «Какой Вы родитель?»

Выберите из данных фраз те, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми.

Запишите номер фразы.

  1. Сколько раз тебе повторять!
    1. Посоветуй мне, пожалуйста.
    1. Не знаю, что бы я без тебя делала?!
    1. И в кого ты такой уродился?!
    1. Какие у тебя замечательные друзья!
    1. Ну, на кого ты похож (а)!
    1. Я в твоё время!
    1. Ты моя опора и помощница (к)!
    1. Ну, что за друзья у тебя?!
    1. О чём ты только думаешь?!
    1. Какая ты у меня умница!
    1. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
    1. У всех дети как дети, а ты?
    1. Какой ты у меня сообразительный(ая)!
  • Поставьте около выбранного номера количество балов:
  • – 2 балла
  • – 1балл
  • – 1балл
  • – 1балл
  • – 1балл
  • – 2 балла
  • – 2 балла
  • – 1 балл
  • – 2 балла
  • – 2 балла
  • – 1 балл
  • – 1 балл
  • – 2 балла
  • – 1 балл

Результаты:

5 – 8 баллов – Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9 – 10 баллов – Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен.

11 – 12 баллов – Вам необходимо быть с ребёнком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13 – 14 баллов – Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Приложение №2

КАРТОЧКА «ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА»

Ребенок:

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами Отказывается от коллективной игры

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой Отказывается выполнять просьбы Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд Часто предчувствует «плохое» Самокритичен

Не может адекватно оценить свое поведение Имеет мускульное напряжение

Увлекается коллекционированием

Имеет плохую координацию движений Опасается вступать в новую деятельность Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру Мало и беспокойно спит

Говорит о себе во 2-м и 3-м лице Толкает, ломает, рушит все кругом Чувствует себя беспомощным.

Приложение №3.

РебёнокЧастоРедко
1. Спорит, ругается со взрослыми  
2. Теряет контроль над собой  
3. Винит других в своих ошибках  
4. Завистлив, мстителен  
5. Сердится и отказывается что-либо делать  
6. Специально раздражает людей  
7. Отказывается подчиняться правилам  
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), и эта реакция нередко раздражает их  
  • Сосчитать количество ответов «часто».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребёнок является агрессивным.

Приложение №4.

АНКЕТА «ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОСТИ»

Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет»

Исследуемый ребенокДанет
1. Злой дух временами вселяется в него  
2. Он не может промолчать когда чем-то недоволен  
З. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же  
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться  
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки  
6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение  
7. Он не прочь подразнить животных  
8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним  
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих  
10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот  
11. Часто не по возрасту ворчлив  
12.Воспринимает себя как самостоятельного и решительное  
13. Любит быть первым командовать, подчинять себе других  
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых  
15. Легко ссорится, вступает в драку  
16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми  
17. У него нередки периоды мрачной раздражительности  
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится  
19. Уверен, что любое задание выполнить лучше других —  

Положительный ответ на каждое предложенное утверждении оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.

Высокая агрессивность — 15—19 баллов. Средняя — 7—14 баллов.

Низкая — 1—6 баллов

                                                                                        Приложение №6.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

1. Громко спеть любимую песню. 2.Прометать дротики в мишень.

  • Попрыгать на скакалке.
  • Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
  • Подраться с братом или сестрой.
  • Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
  • Пускать мыльные пузыри.
  • Устроить «бой» с боксерской грушей.
  • Пробежать по коридору школы, детского сада.
  • Полить цветы.
  • Быстрыми движениями руки стереть с доски.
  • Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
  • Погоняться за кошкой (собакой).
  • Пробежать несколько кругов вокруг дома.
  • Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
  • Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
  • Постирать белье.
  • Отжаться от пола максимальное количество раз. 19.Сломать несколько игрушек.
  • Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»
  • Стучать карандашом по парте
  • Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  • Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
  • Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.

Подготовила Варламова Н.Б.