Консультация для родителей 

Материал подготовила Кривошеенко М.А. 10.04.2023

Математика – сложная наука, она может привести к некоторым трудностям в период обучения в школе. Не каждый ребенок характеризуется математическим складом ума, и очень важно в период подготовки детей к школе развить интерес к этому предмету и заложить базовые математические представления.
Раннее развитие детей — один из главных принципов современного общества. Особую роль в этом процессе играет система дошкольного образования. Именно на занятиях в детском саду формируются первичные математические представления, которые создают фундамент интеллектуального развития, а также познавательной и творческой деятельности ребенка.
Ребенок использует математические навыки на протяжении всей своей жизни. Раннее изучение математики не означает, что нужно браться за учебники вместо игры. Еще до того, как они пойдут в школу, большинство детей развивают умения складывать и вычитать посредством повседневных взаимодействий. Например, когда мы кладем печенье в банку, сумма увеличивается (сложение); когда мы вынимаем печенье из банки, сумма уменьшается (вычитание).
Вся наша жизнь пронизана математикой и маленькому ребенку будет гораздо проще, если он начнет как можно раньше с ней знакомиться. Исследования педагогов и психологов показали, что мозг детей уже в два года способен решать простейшие задания по математике.
Изучение математических основ в детском саду начинается в младшей группе, где у малышей формируют элементарные представления об этом предмете. Например, детям предлагают задания на подбор и объединение различных предметов по общему признаку.
Решать математические задания полезно для развития у дошкольников сообразительности и логического мышления. Во время работы формируются умения анализировать, соединять, уточнять, акцентировать внимание на главном и исключать второстепенное.
Обратите внимание! Главным видом математической деятельности в первом классе является обучение вычитанию и сложению.
Очень важно провести в детском саду своевременную подготовку и помочь освоить вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Благодаря этой работе дети учатся понимать смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать.
В дошкольных учреждениях дети учатся решать задания в одно действие. Их подразделяют на три группы:
Первая группа включает в себя задания, во время решения которых изучаются значения арифметических действий.
Во вторую группу входят основанные на понимании взаимосвязей частей и результата вычислений.
Виды заданий на поиск неизвестных частей:
найти первое слагаемое;
найти второе слагаемое;
найти уменьшаемое;
найти вычитаемое;
Третья группа состоит из простых задач, основанных на определении разности отношений:
увеличить число на несколько единиц;
уменьшить число на несколько единиц;
Аналогично задания делят еще на два вида: задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. Тип задач определяется исходя из используемого наглядного материала. У каждого вида есть свои отличительные особенности, они помогают развивать умение подбирать для сюжета жизненный и игровой материал, логически мыслить.
В сюжете задачи-драматизации содержится жизнь самих детей, то, чем они  занимаются или только что делали. В таком типе заданий наглядно представлен их смысл. Благодаря решению таких задач дети начинают осознавать, что в них всегда отражена реальная жизнь людей.
Во время решения задачи-драматизации важно научить детей замечать многообразие связей и количественных отношений.
Обратите внимание! Очень важно решать подобные задания на начальном моменте обучения. Потому что дети пробуют придумывать задачи о себе, а также описывать деятельность друг друга и учатся формулировать вопрос.
Задачи-иллюстрации – важный вид заданий в системе наглядных пособий. Большое разнообразие сценариев создается при помощи игрушек. Они помогают фантазировать, тренировать память, учат детей придумывать задачи и подводят тем самым к составлению и решению устных задач.
Наглядные материалы довольно часто используют для иллюстрирования задач. Легкость сюжета, динамичность содержания и очевидные количественные отношения между предметами – главные требования к материалу.
Создать задачу-картинку воспитатель вполне может самостоятельно. Наглядные пособия помогают легче усвоить смысл арифметических заданий и их структуру.
Постановка цели и задач организованной образовательной деятельности заключается в следующих принципах:
Цель одна;
Триединство задач: образовательная, развивающая и воспитательная направленность;
Образовательные задачи ориентированы на привлечение детей к творческому процессу, на организацию групповой и индивидуальной видов деятельности, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме организованной образовательной деятельности;
Развивающие задачи по ФГОС в ДОУ ориентированы на усовершенствование навыков мышления, памяти, воображения, внимания;
Воспитательные задачи в ДОУ на занятиях ориентированы на способность понимать учебную задачу и самостоятельно ее исполнять;
Формулировка всех видов заданий обязательно должна начинаться с глагола, а также соответствовать программным задачам.
У дошкольников формируются основные знания, необходимые им для последующего обучения в школе. Часто возникает вопрос: как научить ребенка решать задачи по математике перед поступлением в 1 класс. Есть несколько основных приемов, которые позволят детям легко решать математические задания:
Внимательно прочитать условие и выделить несколько этапов: условие, вопрос, решение, ответ.
Составить план-схему для нахождения неизвестного. Маленьким детям проще использовать рисунки и схемы, примеры из жизни.
Сделать акцент на вопросе задания: что именно нужно найти и что уже известно.
Для успешного освоения арифметических действий приучите ребенка постоянно практиковать навык решения задач.