19.11.2023 репортаж Щетковой И.А.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Освоение ребенком гигиенической культуры начинается с раннего детства. Это важно для приобщения к здоровому образу жизни. Культурно-гигиенические навыки- это уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, игрушкам, поддержание порядка, за ними стоят те или иные нравственные нормы.
В процессе повседневной работы с воспитанниками нужно стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались.
Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Таня проснулась», «Кукла Таня обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы, например:
***
Чистая водичка
Моет Вове личико.
Танечке ладоши,
Пальчики Антоше.
Буль-буль-буль журчит водица
Все ребята любят мыться.
***
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
***
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Зубы чистые всегда
У веселого бобра,
Потому что наш бобренок
Чистит их еще с пеленок.
***
Если носик твой сопит,
Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.
***
Саша у нас зайчик,
Зайчик-побегайчик!
Зайчик Саша – скок-поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убираем.
Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки. Чтобы ускорить формирование культурно- гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
«Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».