Консультацию подготовила педагог Белобородова Е.Б. 18.06.2022

В 3 года еще не все дети умеют правильно выговаривать слова и выражать свои просьбы, но зато многие уже умеют пользоваться планшетом.

Ребенок без труда может открыть YouTube и найти свой любимый мультик. К чему это приведет?

Задержка развития речи, проблемы со зрением — это не весь перечень проблем, которые могут быть у ребенка из-за раннего просмотра мультиков. Мы привыкли жить в окружении гаджетов, но стали забывать — если вообще об этом знали —  о том, как они влияют на мозг ребенка.

Экраны без границ

Включить мультик, чтобы ребенок не плевался едой, дать планшет, пока вы одеваете младшего ребенка, дать поиграть в телефон, когда вы слишком долго ждете своей очереди в поликлинике. Как часто вы пользуетесь такими методами для успокоения ребенка?

Если вспомнить все случаи хотя бы за один день, то иногда их набирается столько, что время, проведенное у экранов, достигает одного часа и даже больше. И если речь идет о ребенке до года, то это критическая цифра, которая может быть разрушительной для развития малыша.

По мнению ВОЗ, детям до года просмотр любых экранов строго противопоказан.

Малыши первого года жизни развиваются стремительными темпами, и даже небольшие порции экранного времени способны нанести непоправимый вред. Когда перенапрягается зрение, нарушается кровоснабжение головного мозга. Поэтому мультфильмы — это огромная нагрузка на мозг крошечного человечка.

На втором году жизни ребенку тоже желательно обойтись без мультиков, считает ВОЗ. Экранное время у детей от 2 до 4 лет не должно превышать часа в день. Причем неважно, как именно ребенок получает экранное время: через просмотр мультиков, игры в планшет, или просто работу телевизора в качестве фона.

Телевизор просто для фона тоже вреден

Родители часто включают телевизор для отвлечения внимания ребенка, у многих в квартирах телевизор целый день работает как фон. Мамы и папы думают, что это никак не навредит ребенку, ведь они не специально включают ребенку планшет для просмотра мультиков: «У нас телевизор просто как фон, малыш даже толком не смотрит в него». Но просто фон тоже считается экранным временем. Ведь именно фоновые шумы, по мнению врачей, одна из главных причин задержки развития речи у детей.

Цель развивающих мультиков — вовсе не развитие детей. Мультики нужны в первую очередь мамам, чтобы на какое-то время увлечь ребенка. Формулировку «развивающий» просто очень удобно использовать, чтобы оправдать нехватку времени на ребенка, когда родители не могут уделять достаточно внимания общению и играм с ним.

К чему приводит экранная зависимость

Ни для кого не секрет, что все экраны оказывают на наш мозг эффект подобно наркотику. Во время просмотров экранов вырабатывается гормон удовольствия, поэтому мозг требует еще и еще. Яркие цвета, часто мелькающие картинки, плавающие эффекты, интерактивные элементы и разные резкие звуки оказывают сильное стимулирующее действие на мозг. Ребенок зависает, срабатывает эффект «включается телевизор-выключается мозг». И даже когда малыш выходит из состояния зависания, мозг еще долго может обрабатывать полученную информацию.

Последствия экранной зависимости:

  • частые истерики;
  • проблемы со сном;
  • постоянное нытье;
  • гиперактивность;
  • неспособность играть самостоятельно;
  • проблемы с поведением в школе;
  • социальные проблемы;
  • снижение творческого мышления;
  • недостаток воображения.

            Самое ценное, что мы можем дать детям — это время.

 Совместные игры с ребенком, общение с ним, постоянное внимание, любовь и забота — это лучшая почва для его правильного и полноценного развития.

 И никакие мультики и гаджеты этого не заменят.