Консультация для родителей.

Материал подготовила Захарова С.Н. 05.04.2024

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ:
Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
— образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
— воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
— развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности) .
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ — создание специальных площадок природы, создание цветочных клумб, за которыми дети сами или с помощью взрослых ухаживают.
• основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
• одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребен-ком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например.
• Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
• Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
• Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
• Дайте оценку этому поступку.
• Как бы Вы поступили?
• Что надо делать, когда встречаете птиц?
• Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
• Надо ли помогать птицам? Как?
• Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?
В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
   1. Имеются ли дома объекты природы?
2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?
3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним — добрый человек пришел; если обходился грубо — настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.