Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать и понимать. И тут очень многое зависит от особенностей ребенка, от того, насколько развито его восприятие.
Известно, что дети откликаются на музыку в первые месяцы жизни: под влиянием музыки младенец оживляется или успокаивается. Какая мать не баюкает своего малыша звуками колыбельных песен? Замечено, что некоторые пьесы Баха или Генделя действуют, не менее эффективно, чем колыбельная мамы.

Проходит год, и ребенок прислушивается к музыке, он уже в состоянии понимать эмоциональное содержание ее: в зависимости от характера музыки малыш грустит или радуется. Года в четыре малыш уже может запомнить мелодию, чувствует ритм, динамику музыки, в состоянии понять несложные музыкальные образы («гроза грохочет», «солдаты идут»). Интересно, что под впечатлением понравившейся музыки дети могут устроить маленькое представление: они ходят по комнате и поют (иногда держат какой-нибудь предмет перед ртом — подражая певцу, поющему с микрофоном), изображают балет, танцуют, копируя взрослых, и все это живо, возбужденно.

Обратите внимание на то, как слышит и воспринимает музыку ваш ребенок. Составлять домашний музыкальный репертуар следует с учетом сегодняшних возможностей ребенка и уровня понимания. Разумеется, возможности эти будут развиваться, а уровень понимания музыки повышаться. Композитор и критик Б. Асафьев говорил: «Если музыка не услышана – не надо браться за анализ. Услышать — это понять». Конечно, говорил он эти слова применительно к взрослым людям, но они с полным основанием могут быть отнесены и к самым меленьким. Попытайтесь растолковать малышу, то, что он слышит и что переживает, — т.е. проанализируйте музыку (пусть это будут  совсем несложные детские пьески или танцевальные мелодии). Но при этом надо соблюдать два условия: во-первых, убедиться, что ребенок музыку слышит, что она производит на него какое-то впечатление (какое?), а во-вторых, вам самим должна нравиться музыка, о которой вы говорите с ребенком. Ведь объяснить музыку очень трудно,
тем более, если у вас нет специального музыкального образования. В прочем, и специалисты не всегда находят верные слова, когда пытаются выразить свое впечатление от музыки. Помогает чуткость, желание, чтобы и другой разделил те чувства, которые волнуют тебя.

Какие первые шаги можно сделать вместе с ребенком? Возможно, в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: » Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Детская полька » М. Глинки, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость.

В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы, контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Д. Кабалевского и «Колыбельную» Р. Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая. Попросите ребенка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках.
Только не подсказывайте, что ему рисовать, — воображение у пятилетнего ребенка развито достаточно хорошо, он может удивить и поразить своим рисунком. Если у ребенка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке веселой. Как правило, дети соотносят с весёлой музыкой теплые тона —  красный, желтый, зеленый, с грустной – холодные —  синий, голубой, серый.
И в дальнейшем, когда вы будете слушать с ребенком музыку, просите его выразить свои  впечатления о ней с помощью красок.

Новый шаг Вы можете сделать, дав ребенку представление о динамических контрастах в музыке. Что это значит? Прослушайте пьесу Э.Грига «Путешествие гномов». Ясно, что сначала гномы приближаются, потом уходят: звучание сначала тихое, потом нарастает, в конце шаги удаляются. Динамическими контрастами отличаются пьесы П. Чайковского из «Детского альбома»: в них звучание построено в разных ритмах и темпах. Бодро и весело маршируют оловянные солдатики, тихо вздыхает кукла в пьесе «Болезнь куклы», с нарастающей и убывающей силой летит в ступе «Баба-Яга».
Разумеется, рано ждать от малыша понимания сложной симфонической музыки, но важно слышит ли он ее, воспринимает ли сам характер мелодии, может ли различить, где в музыке возникла танцевальная тема, а где звучит марш, где слышится радость, а где уныние и печаль. Если малыш различает это, значит, вы вместе с ним сделали большие успехи!

Ваши занятия музыкой не должны быть скучными. Призовите на помощь игру. Рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки игрушечного солдатика и заставит его маршировать.

Слушая танцевальную мелодию – хлопайте в ладоши, попробуйте изобразить ритм в движениях, танцуйте.

Обратите внимание на звучание инструментов в музыке, написанной для оркестра, солирует ли скрипка, или духовой инструмент, арфа или барабаны…

Рекомендуем слушать вместе с детьми пьесы: «Болтунья» С. Прокофьева, «Сказка о глупом мышонке» Прицкера,  «Четыре песни – шутки» Д. Кабалевского, «Весёлые песни» Ю. Слонимского. «Детский альбом» А. Хачатуряна, детские сказки и др.
Следите за детскими музыкальными передачами по радио и телевидению.

Творческих вам успехов в мире музыки!

Подготовила Карчесвкая С.В.