Считается, что когда ребёнок рождается, родители должны перестать жить  только для себя, и подчинить свою жизнь потребностям и нуждам нового члена семьи. И по большому счёту это утверждение справедливо. Ведь побуждение к жертвенности ради своего потомства заложено в нас изначально. Новорожденный младенец, появляясь на свет, полностью зависим от родителей, беспомощен без их заботы и любви. И на этом этапе его развития мать, конечно, забывает о собственном комфорте, ради спокойствия и благополучия ребёнка. Но проходит время, дети подрастают, становятся самостоятельнее, начинают понимать и уметь делать многие вещи сами, а вот привычка жить только потребностями ребёнка остаётся.

Когда ребёнку плохо, он заболел, ударился, или просто загрустил,  естественным побуждением родителей является желание помочь ему, утешить, успокоить. Но многим родителям не приходит мысль, что в тоже время у ребёнка должно формироваться и крепнуть такое же, побуждение в ответ на переживания своих близких и окружающих людей. Многим кажется, что если у ребёнка заботливые, любящие родители, эмоциональные, тёплые отношения в семье, то он по определению, беря пример с них вырастет добрым, отзывчивым, альтруистичным. Но на практике, к сожалению часто всё оказывается иначе. Иногда просто одного примера родителей бывает недостаточно. Поэтому нравственные качества – душевную теплоту и отзывчивость в ребёнке нужно именно воспитывать, формировать, причём начиная с самого раннего детства.

В наше время придаётся большое значение  физическому, интеллектуальному, творческому развитию  ребёнка, но так мало уделяется внимания его нравственному становлению. Причём не нравственно-патриотическому, что конечно является тоже неотъемлемой частью, формирования общего самосознания ребёнка, а именно личной нравственности, проявляющейся как в общей культуре, так и в каждодневных делах, выборе ребёнка. Так как же можно повлиять на нравственное воспитание на практике?

Во-первых обязательно на личном примере, и хотя только он не является залогом того что в будущем у вас вырастет альтруист, но без него это тоже вряд ли получиться.

  1. Старайтесь сами по возможности как можно чаще демонстрировать ребёнку своё проявление заботы об окружающих. При этом обязательно комментируйте свои действия. Например, сегодня мы поедем к бабушке и поможем с тобой переделать ей все дела, или же просто побудем с ней, для неё это важно, ей будет очень приятно.
  2. Попробуйте устраивать с ребёнком хотя бы раз в месяц «праздник добрых дел». Подумайте, кому и как вы бы могли помочь. Может это будет сбор  уже ненужных вам вещей и игрушек для детей из детского дома,  помощь одиноким пожилым  знакомым вам людям, или просто неожиданные сюрпризы вашим родным и близким.
  3. Побуждайте ребёнка проявлять заботу о вас, когда вы заболели, плохо себя чувствуете или просто очень устали. Об этом можно  начинать просить даже полуторагодовалого кроху, он может проявить свою заботу тем, что пожалеет вас, погладит, или же можно предложить сыграть в доктора и попросить вылечить вас каким-нибудь волшебным средством, известным только маленькому лекарю. Также можно предложить сыграть в очень хорошую, коррекционно-развивающую для ребёнка и информативную для родителей игру «магазин одной покупки». Заранее заготовьте карточки с нарисованными очень привлекательными для ребёнка «товарами», а на обороте напишите цену – моральный выбор, у самых привлекательных и дорогих товаров цена выбор, совсем отказаться от покупки этого товара или же вся семья купив его, не сможет, к примеру, поехать на море. У менее привлекательных и дорогих, выбор не такой острый, например, ребёнок выбирает купить себе новый планшет, но тогда кому-то из членов семьи  не достанется вещь в принципе не первой необходимости, но тоже желанная. Каждый раз «заходя» в магазин ребёнок может уйти только с одной покупкой или же без неё, но на пользу другим. Таким образом, ребёнок последовательно осуществляет выбор купить что-то для себя, доставить удовольствие только себе одному или же отказаться от покупки, на пользу всей семьи или отдельных её членов. При этом важно не давить на выбор ребёнка, а тактично рассуждать с ним о нём, ни в коем случае не ругайте за выбор «товаров для себя», не критикуйте. Если же ребёнок сделал выбор в пользу других, то обязательно эмоционально похвалите его,  опишите радость всей семьи или отдельного человека от того, что ребёнок выбрал подождать с покупкой планшета, чтобы например, папа мог сделать приятный сюрприз для мамы.
  4. Привлекайте ребёнка к домашним делам, но перед этим создайте для него мотивацию в игровой форме. Например, предложите конкурс «самый старательный и быстрый помощник» для мальчика, или же  побыть феей прибывшей из страны чистоты, девочке. При этом обязательно подчеркните, что  помощь ребёнка, его участие, вам очень важно, приятно.
  5. Старайтесь следить за тем, что и как вы говорите о других людях, как решаете конфликтные ситуации, ведь дети копируют модель поведения родителей. Если же вам и приходиться давать о ком-то не очень приятные оценки при ребёнке, то пусть это будет лучше форма конструктивной критики с некоторой долей самоанализа. Так ребёнок будет учиться объективно относиться к себе и окружающим.
  6. Старайтесь читать и смотреть с ребёнком добрые, нравственно содержательные сказки и мультфильмы. В мультипликационной и книжной продукции для детей сейчас нет недостатка, но далеко не всё способно принести пользу. Пусть всё, что попадает в поле зрения ребёнка пройдёт сначала ваш тщательный цензорский контроль.

И наконец, не стоит забывать золотое правило общечеловеческой этики – относитесь к другим так, как  хотели бы чтобы относились к вам. Объясняйте и показывайте это ребёнку на своём личном примере. Ведь ещё Аристотель писал: « если человек движется вперёд в своём интеллектуальном развитии, но отстаёт в нравственном, то он скорее движется назад, нежели вперёд». 

С уважением к вам, дорогие родители

Педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна