«Профилактика эмоционального выгорания родителей»

Детям требуется огромное количество энергии. Это происходит на бессознательном уровне. Родители просто не   могут её не отдавать. Например, мы приходим на берег моря, слышим шелест волн, чувствуем запах моря и водорослей, любуемся закатом. Возникает глубокое и сильное чувство сопричастности к величию природы. Но после такой встречи с морем кроме эмоционального насыщения возникает ещё и усталость. Встречаясь с чем-то мощным и сильным, мы не можем не отдавать энергию на проживание этого контакта. В общении с детьми, особенно маленькими, возникает похожая ситуация. Дети обладают огромным энергетическим потенциалом. Ребёнок физически слабее взрослого, но энергетически сильнее. Возможно, вы обращали внимание на непонятную усталость и отток энергии, которые мы ощущаем, просто присутствуя на детской площадке, наблюдая за детьми. А если уж начнём играть с ними, то утомляемся еще больше.

         Родительский труд, так же, как и труд воспитателя детского сада, энергозатратный. Находясь в повседневных заботах и нелегкой родительской ответственности, можно уставать от этой нагрузки. Порой родители даже не замечают, как постепенно выдыхаются и утомляются. Обращайте внимание на себя, оценивайте свой родительский потенциал, восстанавливайте свои силы, найдите время для себя, распределите нагрузку в семье.

Чаще всего большая нагрузка взаимодействия с ребёнком приходится на мать. Поэтому матери важно не только помнить об этом, но и заботиться о себе. Хорошо, когда у матери есть полноценный отдых, возможность быть в ресурсном состоянии. Тогда и общение с ребёнком принесет радость и удовольствие. Хорошо, когда оба родителя разделяют заботу о ребёнке, выделяют время для занятий и игры с ним. После рабочего дня рекомендуется брать некоторое время для восстановления своих сил, объяснив ребёнку, что через некоторое время, вы будете готовы с ним поиграть или позаниматься. Утомление после рабочего дня, профессиональное выгорание проявляется в ухудшении настроения, немотивированной агрессии, направленной на ребёнка. Кроме того, может появляться напряжение в отношениях между самими родителями.

Важным секретом счастливого родительства и счастливой семьи является достаточный энергетический потенциал родителей. Внимание к себе и своим эмоциям позволяет управлять ими, создавать условия для восполнения сил, возможность быть радостными. Именно пример счастливых родителей — единственный способ научить ребёнка быть счастливым, талантливо прожить свою жизнь. Наполните свою жизнь радостью настолько, насколько можете. Ведь всё можно превратить в радость: работу, отдых, еду, хобби. Ваш ребёнок будет подражать вам, тем более, что стремление быть хорошим, успешным – врожденная потребность каждого ребёнка.

         Пройдите небольшой опрос для оценки уровня родительского выгорания:

  1. Бывают ли у вас приступы необоснованного раздражения на ребёнка?
  2. Возникают ли у вас приступы раздражения по поводу того, что партнёр плохо выполняет родительские функции?
  3. Часто ли вы разрываетесь между чувством вины за то, что мало уделяете внимания ребёнку, и нежеланием провести в его обществе времени больше, чем необходимо?
  4. Насколько часто вы ощущаете постоянную усталость дома с ребёнком?
  5. Часто ли рассеяны, занимаясь повседневными делами?
  6. Часто ли бывает так, что вы перестаете следить за собой?
  7. Часто ли вы жертвуете своими интересами во имя ребёнка?
  8. Часто ли вас посещают мысли, что близкие используют вас во имя интересов семьи и ребёнка?
  9.  Часто ли вы считает себя плохим родителем?
  10.  Если у вас ухудшилось состояние здоровья, включая увеличение веса, связываете ли это с выполнением ваших семейных обязанностей?

Если вы ответили утвердительно больше, чем на половину вопросов, с разной степенью уверенности, то вы приближаетесь к профессиональному родительскому выгоранию. В этом случае, предлагаем вам психологические приёмы для его профилактики:

  1. Если ребёнок ведет себя не так, как вы ожидаете, не «навешивайте» на него ярлыки, не критикуйте, а создайте желаемую модель поведения, сказав и показав по возможности, то, что вы от него ожидаете. Создаваемые нами образы управляют поведением ребёнка.
  2. Откажитесь от второстепенных дел, всё не переделаешь.
  3. Учитесь перезагрузке: занимайтесь спортом, физическими упражнениями. Возможно вы любите прогулки в одиночестве, встречи с друзьями, баню, походы в театр, музей, в кино, на концерт, общение в социальных сетях, компьютерные игры и др.
  4. Очень важно общение, хорошо, когда есть с кем поговорить, посоветоваться, рассказать, как вы устали и от чего.
  5. Перестаньте ждать от детей благодарности, когда под благодарностью подразумевается отдача, которую мы надеемся получить, наблюдая за успехами ребёнка в будущем. Если вы вкладываетесь в воспитание и обучение детей, то делайте это бескорыстно. Ребёнок может не оправдать наших надежд. Фразы: «Спасибо, мама. Спасибо, папа. Я вас люблю», — не отменяются, это демонстрация хороших манер.
  6. Помните, что иногда то, что кажется важным и единственно правильным в воспитании, выливается для детей в бессмысленный и травмирующий опыт. Детям трудно изменить родительские установки. И став взрослыми, они могут предъявить вам претензии. Позволяйте детям искать свои пути решения проблем, обсуждайте их с ними, ищите совместное решение.

Искусству родительства мы обучаемся всю жизнь. Растут наши дети, растёт и наша потребность в знаниях и навыках, обогащается наш опыт.

Примечание: консультация подготовлена по материалам книги Кулева Е. «Научитесь говорить ребёнку «нет» и «нельзя». – СПб.: Питер, 2021. – 224 с. Ил. – (Серия «Родителям о детях»).

С уважением, педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна