10.02.2022 материал подготовила Щеткова И.А.

1.Предварительная беседа. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком
иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа и лисы; отметить их внешние признаки; рассказать о том, где они живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей.

  1. «Отгадай загадку».
    1) Рыже-огненный комочек,
    С хвостиком как парашют,
    По деревьям быстро скачет,
    Был он там…
    Теперь уж тут.
    Быстрый он как стрелочка.
    Так ведь это…
    (Белочка)
    2) Лежала между ёлками
    Подушечка с иголками.
    Тихонечко лежала,
    Потом вдруг убежала.
    (Еж)
    3) Косолапый и большой,
    Спит в берлоге он зимой.
    Летом по лесу гуляет,
    В рот малину собирает.
    Любит рыбу, муравьев,
    Отгадайте, кто таков?
    В.И. Мирясова
    (Медведь)
    4) Рыжая плутовка
    Спряталась под ёлкой.
    Зайца ждёт хитрюга та.
    Как зовут её?
    (Лиса)
    5) Белый, ушастый, по лесу шастал,
    Путал следы от рыжей беды.
    В.И. Мирясова
    (Заяц)
  • Про каких животных были загадки? (Лиса, волк, заяц, белка, медведь). Какие это животные? (Дикие). Почему этих животных называют дикими? (Они сами заботятся о себе) Что происходит в жизни диких животных весной? (Пробуждаются, линяют, у них появляются детёныши). Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные сами строят жилища. Волк живет в логове. Логово – это небольшая яма, в ней много травы, сучьев, листьев. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Медведь живет в берлоге. Он устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутом с корнями деревом и там засыпает. Белка живет в дупле. Лиса живет в норе. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там.
  1. Дидактическая игра «Опиши животное». Подобрать к каждому животному как можно больше слов-признаков и слов-действий.
    Медведь (какой?) – бурый, огромный, лохматый, косолапый, сильный, неуклюжий.
    Заяц (какой?) – серый, быстрый, трусливый, … .
    Лиса (какая?) – рыжая, хитрая, … .
    Ёж (какой?) – колючий, маленький … .
    Волк (что делает?) – охотится, воет, … .
    Белка (что делает?) — … .
  2. Дидактическая игра «Угадай-ка». Дополнить предложение.
    Ноги, копыта, рога – у …. (лося).
    Кисточки на ушах – у … (белки).
    Иголки на теле – у …. (ежа).
    Рыжий пушистый хвост – у … (лисы).
    Бурая шерсть – у … (медведя).
    Длинные уши – у … (зайца).
  3. Дидактическая игра «Назови, чей хвост».
    Хвост медведя – медвежий. Хвост волка – волчий. Хвост зайца – заячий. Хвост лисы – лисий. Хвост белки – беличий. Хвост оленя – олений
  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Найти лишнее животное в каждом ряду и
    объяснить свой выбор.

(Белка, ёж, медведь – дикие животные, а корова – домашнее.
Волк, лось и лиса – дикие животные, а кошка – домашнее).

  1. Дидактическая игра «Кто, где живет?».
    Где себе дикие животные устраивают «домики»?(Отвечать полным предложением)
    Где живет белка? (Белка живёт в дупле). Значит это чье дупло? (Это беличье дупло)
    Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? (Это лисья нора).
    Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? (Это волчье логово).
    Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога (Это медвежья берлога).
  2. Дидактическая игра «У кого – кто?». Посмотреть на изображения животных и назвать всех детёнышей (в единственном и множественном числе).
    Весной у животных появляются детеныши,
    У белки — … (бельчонок), а если их много, то … (бельчата).
    У зайчихи — … (зайчонок), а если их много, то … (зайчата).
    У лисы — … (лисенок), если их много, то … (лисята).
    У волчихи — … (волчонок), если их много, то … (волчата).
    У медведицы — … (медвежонок), если их много, то … (медвежата).
    У ежихи — … (ежонок), если их много, то … (ежата).
  1. «Весенние изменения в жизни птиц».
    Ответить на вопросы:
  • Почему весной становится так много птиц? (Прилетели из теплых краев).
  • Как называются птицы, которые улетали зимовать в теплые края? (Перелетные птицы).
  • Весной у птиц много важных дел. Какая первая забота у птиц весной? (Вьют гнезда).
  • А из чего птицы строят гнезда? (Из веточек, соломы, мха, коры, земли).
  • Чем люди могут помочь птицам весной? (Можно сделать и повесить скворечник для птиц).
  • А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы). Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.
  • Назовем перелетных птиц: ласточка, стриж, соловей, зяблик, кукушка, утка, журавль, грач, жаворонок, цапля.
  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
    У цапли ноги длинные, а у скворца — (короткие).
    Аист — большая птица, а зяблик …
    У ласточки короткая шея, а у лебедя …
    У соловья маленькое гнездо, а у аиста …
  2. Дидактическая игра «Один – много».
    Дрозд — … дрозды грач – …
    Ласточка — … скворец — …
    Аист — … журавль — …
    Цапля — … лебедь -…..