20.02.2022г. Консультацию подготовила Зарипова Е.Л.

1. Развивать у дошкольника умение правильно слышать и выделять звуки речи.

Задания:

— Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине или в конце). (Например: где в слове ДОМ ты слышишь звук М: в начале, в середине или в конце слова?).

— Определи, с какого звука начинается слово, заканчивается слово. (Игра «Цепочка»).

—  Найди слова, в которых нет заданного звука (в каких словах нет звука С? Самолет, автобус, шарик, и т. д.)

— Учите детей делить слово на слоги (можно использовать хлопок на каждый слог).

— Различать гласные и согласные звуки. (а, у, и, и др. гласные, с, п, б, и др. согласные)

— Различать твердые и мягкие согласные (твердый звук норм-большой братец; мягкий звук –маленький братец).

— Устанавливать последовательность звуков в слове (какой первый звук, второй, третий в слове БОР, каждый звук спрашивать последовательно).

2.  Рекомендации по развитию речи.

— Учите:

Определять количество и последовательность слов в предложении (сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? И т. д.)

Составлять рассказы, предложения по сюжетным картинкам.

Пересказывать тексты.

Рассказывать сказки (предлагаете начало, пусть ребенок закончит).

— Чтение детям и беседа по прочитанному. (О чем прочитали? Что понравилось?     Почему? Как бы вы поступили на месте героя?)

— Ребенок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улица, дом); имена, отчества родителей, где и кем работают родители; знать последовательность времен года; название месяцев по порядку, дни недели (каждый день обсуждать- какой день недели, число, месяц).

3. В первом классе ребенку нужно будет осваивать письмо.

   Чтобы ему было легче, нужно развивать мелкую моторику: месить тесто, лепить из пластилина, игры с бусинками, мелкой мозаикой (под присмотром родителей), завязывать узелки, бантики, шнурки, заводить будильник, заводные игрушки, штриховать, рисовать, использовать дошкольные прописи, резать ножницами, проводить пальчиковые гимнастики, рисовать узоры по клеточкам, и др.

4.  И наконец, вопрос – обучение чтению.

Очень важный вопрос:

— Приступать к обучению чтению в том случае, если устная речь ребенка развита достаточно.

— Читаемое должно быть доступно ребенку.

— Называть буквы звуками, т.е  П, а не Пе, М, а не Ме и т.д. Учим читать слог слитно, а не отдельными буквами. ММММ — тянет, потом плавно добавляет А, получается слог МА, не разрывая слоговой дорожки)

— не надо увлекаться механическим соединением букв в один слог (например М и А , как будет вместе?)

Не допускать чтение слогов побуквенно, так как дети потом долго не могут овладеть послоговым чтением.

— Прочтение слогов из трех букв предлагать только в том случае, если ребенок хорошо владеет чтением слогов из двух букв.

— надо учить ребенка выкладывать слоги и слова из разрезной азбуки.